Знаете, когда сотовая связь из блага цивилизации превращается в источник раздражения? Когда набираешь номер доброго друга Вани, а слышишь в трубке незнакомый и раздраженный голос. Долго выясняешь, почему отвечает не Ваня, и портишь себе и другому настроение.
От таких казусов, которые нынче случаются весьма часто, владельцы мобильников уже порядком устали. В редакцию звонят возмущенные читатели: надоело гадать, какие цифры набирать, чтобы поговорить с нужным человеком! Думаешь, что звонишь на велкомовский номер, а попадаешь в сеть МТС. Или наоборот. Почему нельзя окончательно и бесповоротно разделить зоны влияния поставщиков мобильных услуг? Когда мы наконец перестанем плутать в цифровых дебрях? Найти ответы на эти вопросы нужно быстро. Потому что абонентская база наших операторов постоянно растет — сейчас она уже перешагнула невиданный рубеж в 9,9 миллиона пользователей. Это больше общей численности населения страны.
— Никакой неразберихи не было бы, если бы в самом начале работы на рынке каждый поставщик услуг получал свой уникальный номерной массив, потом следующий и так далее, — уверен главный редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях onliner.by Виталий Шуравко. — А так долгое время операторы «жили» в зоне 029. Потом здесь стало тесно — появились новые «префиксы». Возросла конкуренция. Еще несколько лет назад все знали: номера телефонов на шестерку — велкомовские, на семерку — МТС. Но со временем абонентская база сотовых операторов сильно разрослась и все заметно усложнилось.
Только в сети velcom сейчас задействовано 7 номерных массивов: 29–1, 29–3, 29–6, 29–9, 44–7, 44–5 и 44–4. «Из–за стремительного роста абонентской базы как–то унифицировать номера мобильных операторов сейчас нереально. Как облегчаем жизнь абонентам? Пообщаться внутри сети можно, набрав короткий семизначный номер. Но для исходящих вызовов в другие сети непременно следует использовать код».
Если из Минска звоню на стационарный телефон, скажем, в Гомель, мне в голову не придет набирать всего 7 цифр. Алгоритм действий строго определен — сначала код 0232, потом — собственно номер. При этом я всегда знаю, что попаду именно в Гомель, а не в Мозырь, Светлогорск или Хойники. С мобильной связью все намного запутаннее. Да, у операторов есть свои уникальные зоны: у velcom это 044, у «Лайфа» — 025, у МТС — 033. Но параллельно с этим существует огромная площадка 029, на которой есть свои участочки у разных поставщиков услуг связи. Из–за этого и возникает неразбериха.
— В основном проблема здесь кроется в области психологии, — рассуждает Виталий Шуравко. — Если бы у нас выработалась привычка всегда набирать код, никаких недоразумений не было бы. Правило хорошего тона — писать номер в полном формате. Увы, далеко не все его придерживаются. На визитках, интернет–страничках и в объявлениях некоторые по старинке указывают всего 7 цифр. А в какую сеть звонить, мол, догадайся сам.
Как решить эту проблему? Конечно, можно пофантазировать, что газеты перестанут публиковать объявления, в которых указаны номера без кода. А все бизнесмены возьмут да и начнут писать на визитках свои контакты исключительно в международном формате. Кстати, сейчас некоторые грамотные предприниматели покупают один и тот же номер (отличающийся только кодом) у разных операторов. Благодаря этому связаться с такими людьми можно внутри любой сети.
Впрочем, эти шаги в корне ситуацию не поменяют. И неразбериха вряд ли закончится, пока будет существовать общий префикс 029. Может, его стоило бы постепенно вывести из оборота и сделать так, чтобы у каждого игрока на рынке мобильной связи остались только свои неповторимые зоны? Этот вопрос я переадресовал в Министерство связи и информатизации.
— Сейчас мы считаем нецелесообразным перевод всех абонентов операторов мобильной связи velcom и МТС на новые зональные коды, — кратко комментирует пресс–секретарь Минсвязи Элла Чазова. — Это связано с внедрением в 2012 году услуги переносимости в сетях сотовой подвижной электросвязи. Сервис позволит абоненту сохранить свой номер при переходе от одного оператора к другому. В ряде европейских стран возможность переноса закреплена законодательно и рассматривается как атрибут конкурентного рынка.
С одной стороны, нововведение интересное и полезное. Оно позволит сохранить важные контакты при смене операторов. Поставщики мобильных услуг, по идее, будут вынуждены делать более выгодные предложения, чтобы привлечь к себе клиентов. Но есть и оборотная сторона.
— Данная услуга требует значительных инвестиций в оборудование, необходимо создание клирингового центра и каналов связи, — уточняет руководитель группы по связям с общественностью МТС Татьяна Ковалевич. — Следовательно, велика вероятность, что этот сервис будет платным.
Как приживется услуга сохранения номера (и приживется ли вообще), узнаем со временем. А нам, видимо, предстоит и дальше решать цифровые головоломки. Пока поставщики услуг связи, наконец, не придут к какому–то общему знаменателю. Сейчас получается, как в известной басне Крылова «Лебедь, щука и рак». У всех свои интересы, своя политика, договориться сложно. Страдает от этого рядовой потребитель. «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам, да только воз и ныне там...»
Запутавшиеся в сетяхКак приживется услуга сохранения номераЗнаете, когда сотовая связь из блага цивилизации превращается в источник раздражения? Когда набираешь...