Теплое осеннее солнце мягко отражается в золотом куполе Полоцкого Спасо-Преображенского храма. Там, за старинным порогом, совсем другой, особый мир. Остаются позади городская суета, заботы и стрессы. Здесь тихо, спокойно, из погруженных в полумрак фресок задумчиво смотрят лики святых... Все, как в XII веке, когда в этих стенах молилась преподобная Евфросиния, святая покровительница Беларуси.
В келью — из княжеских палат
Полоцк. Начало XII века. Слухи о том, что в княжеской семье растет красивая и одаренная духовными совершенствами юная девица, распространились далеко за пределами княжества. Едва достигла Предислава «невестинского возраста» той поры — двенадцати лет — к ее родителям стали приезжать сваты. Но узнав о том, что вскоре ее выдадут замуж, княжна тайно ушла в монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния.
Вместо богатых княжеских палат — скромная монашеская келья, постоянный пост и неустанные молитвы — такой выбор сделала для себя Предислава. «Чего достигли жившие до нас люди рода нашего? Женились, выходили замуж, княжили, но память о них прошла, сгинула. А вот те жены, которые пошли за Христом, посвятили ему жизнь свою, остались памятны на земле и записаны на Небесах», — так, по свидетельству «Жития Евфросинии Полоцкой», рассуждала юная княжна. Возможно, на решение Предиславы повлияло и то, что с юных лет добрая девушка насмотрелась на людское горе. После каждого военного похода на княжеский двор пригоняли толпы измученных пленных, вдовы оплакивали мужей. И ей очень хотелось сделать мир добрее и радостнее, чтобы люди благословляли жизнь, а не стонали от нее.
Проведя некоторое время в монастыре, Евфросиния по благословению полоцкого епископа Илии переселилась в маленькую келью, устроенную в стене Полоцкого Софийского собора. Здесь находилась богатая библиотека, из книг которой можно было «насытиться премудрости». Евфросиния начала переписывать священные книги, раздавая вырученные за свой труд деньги нуждающимся.
Как свидетельствует «Житие», однажды ночью юная монахиня удостоилась чудесного видения, через которое Господь призвал ее на особое служение. Ангел Божий привел ее к местечку Сельцо, где стояла небольшая деревянная церквушка, и сказал: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». В ту же ночь откровение получил и епископ Илия. Вскоре он отдал инокине Сельцо для устройства женского монастыря. Произошло это, как предполагают историки, около 1125 года. Княжне было тогда чуть более двадцати лет.
В основанную Евфросинией обитель, обустроенную с помощью князей-родственников, стали стекаться девушки из окрестных земель. Приняли постриг родная и двоюродная сестры преподобной — Градислава и Звенислава, получив в монашестве имена Евдокия и Евпраксия. При монастыре были созданы библиотека, мастерские по переписыванию книг, рукоделию, а также училище, где юные горожанки обучались грамоте и Закону Божию.
Со временем вместо ветхой деревянной церквушки местным зодчим Иоанном был построен новый каменный храм во имя Всемилостливого Спаса, богато украшенный фресковой росписью. Под самым его куполом были устроены две маленькие кельи: в одной из них поселилась сама игуменья, а в другой — ставшая ее ближайшей сподвижницей инокиня Евпраксия. В 1161 году преподобная заказала для нового храма особый напрестольный крест, богато украшенный золотом, драгоценными камнями и содержавший в себе бесценные христианские святыни. Около 1155 года она основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь.
Многое успела сделать святая для своих обителей и Отечества. Она сыграла выдающуюся роль в развитии не только духовной, но и общественной, культурной жизни своего народа — в развитии зодчества, изобразительного искусства, образования. Вступив в восьмое десятилетие своей подвижнической жизни, преподобная Евфросиния захотела исполнить давнее желание — посетить священные места Палестины. Достигнув Святой Земли, преподобная трижды поклонилась Гробу Господню, а затем, как сообщает ее «Житие», «впала в недуг». 23 мая 1173 года святая Евфросиния покинула этот мир и была погребена неподалеку от Иерусалима, в монастыре преподобного Феодосия Великого. Нетленные мощи полоцкой игуменьи покоились там 14 лет, а после захвата Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином русские иноки перевезли их в Киево-Печерскую Лавру. И только семьсот лет спустя, в 1910 году, мощи святой были доставлены на родную землю — в Полоцк.
На земле полоцкой
Сегодня имя преподобной Евфросинии Полоцкой известно каждому белорусу. Но в родном городе святой оно окружено особым почитанием. Возле полоцкого райисполкома возвышается памятник святой Евфросинии, установленный в 2000 году. В ее честь названа одна из улиц города, ее имя носит средняя школа №18. Но, конечно, главным местом, уже много веков прославляющим имя небесной покровительницы Беларуси, является основанный ею Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.
Что и говорить, на долю монастыря выпали тяжелые многовековые испытания. Досталось ему и от католического ордена иезуитов, более двухсот лет владевшего православной святыней, и от советской власти. С евфросиньевских времен до наших дней сохранился только основанный преподобной Спасо-Преображенский храм. Кажется просто чудом, что несмотря на пережитые исторические бури, он не просто уцелел, но и сохранил свои уникальные фрески. Сейчас в церкви идут реставрационные работы и после снятия более поздних слоев живописи взору открываются настенные росписи XII века. По мнению исследователей, глубина и уникальность сюжетов древних фресок свидетельствуют о том, что они создавались под непосредственным руководством игуменьи Евфросинии.
Но самое удивительное, что в храме почти в первозданном виде сохранилась келья Евфросинии Полоцкой — та самая, построенная под куполом. Сестра Ольга провела меня по узкой каменной лестнице, открыла старинную дверь, я зашла внутрь — и замерла от удивления. Келья преподобной имеет форму креста. Она такая маленькая, что высокий человек даже не сможет в ней лечь, вытянувшись во весь рост. Но высота кельи — под три метра, и все стены до самого потолка расписаны старинными фресками. Рассматривая их, словно уносишься ввысь, оставляя позади всю суету обыденной жизни.
Как рассказала мне настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия, и сегодня в своей повседневной жизни насельницы обители стремятся следовать заветам преподобной Евфросинии. В монастыре несут послушание 75 сестер. Работают иконописная и швейная мастерские, библиотека, издаются духовные книги. При обители действует воскресная школа для детей, а в летнее время — лагерь для девочек. И, конечно, ворота монастыря круглый год открыты для всех, желающих поклониться его святыням.
В этом году Полоцк отметил 100-летие со дня перенесения нетленных мощей Евфросинии Полоцкой на родную землю. Годы эти были непростыми: после прихода советской власти раку с мощами несколько раз вскрывали, отправляли на атеистическую выставку в Москву, выставляли в качестве экспоната в Витебском краеведческом музее. К счастью, все это осталось в прошлом. Сегодня чудотворные мощи святой почивают в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря, в новой, воссозданной по эскизам фотоснимков 1910 года серебряной раке. Как рассказали мне в монастыре, молитва в этом святом месте являет множество чудес исцеления. Так, нынешней зимой в храм в слезах пришли бабушка с внучкой. Мама девочки тяжело заболела свиным гриппом, в больнице сказали готовиться к худшему. Они долго молились и плакали у мощей святой. На следующий день женщина обрела сознание, а вскоре сама пришла в монастырь благодарить свою спасительницу.
Считается, что из личных вещей преподобной Евфросинии до наших дней сохранились только ее вериги — две цепи весом в 5,5 и 1,5 килограмма, которые святая носила под одеждой для смирения плоти. Увидеть их можно в монастырской Свято-Евфросиниевской церкви. А вот местонахождение Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, бесследно исчезнувшего в начале Великой Отечественной войны, так до сих пор и не установлено. В обители хранится воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный в 1997 году брестским мастером Н. П. Кузьмичом.
К сожалению, не дошли до наших дней и книги, переписанные преподобной Евфросинией. В полоцком музее белорусского книгопечатания можно увидеть только муляж Полоцкого Евангелия, датируемого XII веком (оригинал хранится в Санкт-Петербурге). Исследователи не исключают, что оно могло быть переписано и преподобной Евфросинией, однако это только предположение. В любом случае, музейная копия позволяет составить представление о том, как выглядели книги того времени. «Писали на пергаменте, гусиными перьями, медленно и старательно, в среднем по три страницы в день. Так что книги эти были очень дорогими — на создание каждой уходило около полугода, а для пергамента требовалось до сорока телячьих шкур», — рассказала мне старший научный сотрудник музея Вера Ашоева.
В музее книгопечатания можно увидеть также копию печати преподобной Евфросинии — такими в XII веке скреплялись письма и другие официальные документы. Оригинал нашли во время раскопок в Новгороде, где он хранится и по сей день. Кроме того, в экспозиции музея представлен муляж рукописного «Жития святой», датируемого XVI веком. Оригинал, увы, находится тоже в Санкт-Петербурге.
Зашла я и в Софийский собор — узнать, что сохранилось в память о днях, когда здесь переписывала книги монахиня-княжна. Но как рассказала мне экскурсовод, во время Северной войны храм был превращен в груду развалин и при перестройке в XVIII веке полностью изменил свой внешний вид. Так что даже примерно показать, где могла находиться келья Евфросинии, не представляется возможным. Не сохранился до наших дней и Богородицкий мужской монастырь, основанный преподобной. Но все благие дела, совершенные княжной-игуменьей для родного края, никогда не исчезнут из людской памяти. Помнить и славить святую еще многие века будут и в ее родном Полоцке, и по всей нашей Белой Руси.