Открытые настежь форточки и скачок продаж бытовых электрообогревателей — противоречивые, но неизменные признаки начала отопительного сезона. О неповоротливости системы ЖКХ кто только не высказывался. Как и о букете ее хронических болезней. На лечение которых только в этом году пошло уже более триллиона рублей...
Иногда складывается такое ощущение, что жилищно–коммунальное хозяйство и ее клиенты существуют в параллельных мирах. Середина октября — в Правительстве шла речь о готовности к отопительному сезону. По мне, так сам сезон уже давно пора начать. Министр докладывает: план по заготовке мазута и торфобрикетов перевыполнен, котельные проверены, теплотрассы заменены–залатаны. Отопление в жилом фонде включено на 99,8 процента. В этом мире все хорошо. А вот в другом живут 0,2 процента людей... И у них не все хорошо, потому что у них очень холодно. И они даже завидуют тем, для кого заготовлены дрова и торфобрикеты. У меня вот тоже по какой–то причине вторые сутки нет горячей воды. Где–то прохудилась труба? А ведь еще в июле заместитель министра ЖКХ Николай Липень заявлял, что котельные и теплотрассы уже испытаны на 80 процентов.
Включение батарей всегда оттягивается по максимуму. Уже и ночью мороз, но если днем больше плюс 8 — повод подождать. На температуру в квартирах никто не ориентируется. Экономим. Но так ли это? Ведь когда уже ни свитер, ни теплые носки не спасают, включается обогреватель. Потребление электроэнергии резко идет вверх. Неужели это обходится дешевле, чем централизованно включенное отопление? А с другой стороны... Идешь по городу и порой диву даешься: то тут то там открытые форточки. Коммунальники отвечают: идет наладка и адаптация теплосетей. Поэтому у кого–то и жарковато. А кто оплатит эту адаптацию? Естественно, потребитель, которому в начале сезона кипяток в батареях совсем не нужен. Зимой, кстати, такая картина тоже не редкость. Как и пар из–под снега, и зеленая трава в январе — спутники прохудившихся теплотрасс. Тут и перестаешь удивляться тому, что система имеет 25 процентов потерь. То есть четверть денег из года в год просто выбрасывается на улицу. А министр ЖКХ тем временем жалуется, что «отрасль закредитована» и у нее «недостаточное финансирование». Потратили уже 1,1 триллиона, просят еще 250 миллиардов.
Пока кто–то страдает от жары, другие обрывают телефоны из–за еле–еле греющих батарей. Чаще всего причина в завоздушенности. На исправление ЖЭСы берут 5 дней. Так что и за отопление счет уже идет, и обогреватель еще не выключен. Проблема очень актуальна для новостроек. Особенно не полностью заселенных. Стравливающие краны в квартирах верхних этажей, а в них порой не попасть.
Давно ходят разговоры о поквартирном учете тепла. Знаю, что в некоторых домах его внедряют. Жилищные кооперативы заключают договоры с фирмами, те устанавливают приборы–экземперы. Показания с них снимаются в конце сезона и немало удивляют жильцов. За тепло в итоге приходится еще и доплачивать. Странно, если учесть, что в оплате по среднему неизбежно раскидываются на всех и общие потери по дому.
А хотелось бы, как в лучших домах. Холодно — открыл на батарее кран, вдруг оттепель зимой — завернул. И платишь ровно столько, сколько потребил. Некоторые специалисты говорят, что это вариант для локальных сетей. В нашей огромной централизованной системе так не сделаешь. А желание попробовать есть? Ведь задачка не для Нобелевского комитета. Или с таким подходом сложнее будет обосновывать огромные суммы необходимых ассигнований?