«Отсутствие информации о Беларуси — это наша беда» . 21.by

«Отсутствие информации о Беларуси — это наша беда»

30.11.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Руководитель белорусской национальной автономии Санкт-Петербурга — о политическом заказе, «пришлых людях» и перезагрузке отношений

Беларусь не заканчивается в Городке, Климовичах, Хотимске и Костюковичах. Она там, где живут наши земляки. В Москве, Питере, Брянске, Смоленске... Там, где уроженцы синеокой следят и искренне сопереживают событиям, происходящим в республике. И таких, поверьте, немало. Только в Санкт-Петербурге белорусами в ходе всероссийской переписи населения себя назвали порядка 160 000 человек. Это и этнические белорусы, и те, кто приехал сюда работать, и выходцы из смешанных семей... Как же отреагировали все эти люди на недавние события в белорусско-российских отношениях? Что их волнует и задевает? С какими чувствами они идут на выборы? Обо всем этом мы говорили с Николаем РУСАКЕВИЧЕМ (на снимке), председателем Совета Белорусской региональной национально-культурной автономии Санкт-Петербурга.

— Раньше российская политическая элита любила подчеркивать, что все происходящее в российско-белорусских отношениях — это лишь споры хозяйствующих субъектов. К сожалению, из данной плоскости диалог перешел исключительно в сферу политики. Отношение к петербургским белорусам из-за этого не изменилось, наоборот, мы еще больше ощутили поддержку и понимание. Нас уважали и уважают за обязательность, честность, порядочность... Вообще, я категорически против ярлыка «война», приклеенного журналистами к молочным, газовым и нефтяным спорам.

Королей делает свита, она же расставляет акценты на происходящие события и при желании сгущает краски. Так вот эти споры, легко решаемые на уровне министерств, искусственно поднимаются на уровень всамделишной войны элит. При этом в России отсутствует правдивая информация о Беларуси, но, поверьте, это не наша вина, это наша беда. Приведу один пример. Президент пивоваренной компании «Балтика» приезжал в Минск и получил отказ от Александра Лукашенко на предложение о сотрудничестве. Помните, да? Разгорелся скандал, российские СМИ все списали на личные амбиции белорусского лидера. Вскоре у меня был отпуск: я поехал в Бобруйск, где директором местного пивоваренного завода работает мой хороший друг. Спрашиваю его: что ж это вы так, «Балтика» ведь работает на территории всего бывшего Советского Союза? Оказалось, Президент Беларуси поставил гостю ряд условий. Одно из них — производить пиво из белорусского сырья. И мне кажется, ничего более разумного предложить было нельзя. Это по-хозяйски. Ведь что получается сегодня в России: ячмень привозят из-за границы, то есть мы на 60—70 процентов поддерживаем чужого фермера, не своего... Спрашивается, что ж такого крамольного сказал Лукашенко? Так вот, о самой важной и принципиальной составляющей этих переговоров российский зритель не узнал. Как он не знал о квотах на поставку сахара, об истинных причинах непропуска белорусской молочной и кондитерской продукции на территорию России. И это при том, что белорусские мясо и молоко — самые качественные на просторах всего СНГ. Посмотрели бы вы, как берут белорусские продукты во время выездных ярмарок в районах Санкт-Петербурга. Я сам всегда покупаю домой лидское пиво, глубокскую сгущенку, березовские колбасы и сыры... И дело тут даже не в патриотизме. Просто эти продукты натуральные и их можно есть без опаски. И, поверьте, это все прекрасно понимают.

— Тем не менее весь российский эфир в свое время был забит сюжетами о белорусской продовольственной экспансии и лошадиных дозах антибиотиков в нашем молоке...

— Не стоит бросать все камни в российскую прессу. Проблема не в них — проблема в заказчике. Журналисты самого ангажированного канала — НТВ, работающие в Петербурге, признавались как-то в приватной беседе, что во многом разделяют мое отношение к Беларуси, все понимают, но... К сожалению, у них есть работодатель и конкретный заказ. И этим все сказано. Давайте еще раз назовем вещи своими именами: современные российские СМИ находятся под контролем олигархов, и большинство журналистов — в бизнесе. Как, впрочем, и большинство политиков. И иной раз они отрабатывают деньги даже вопреки здравому смыслу, не говоря уже собственному мнению и суждению. Приведу показательный пример. Как только представители СМИ и некоторых властных структур узнают мою точку зрения об отношениях России и Беларуси, ко мне почему-то сразу же пропадает интерес.

— Как изменилось за эти годы отношение к Беларуси простых россиян?

— Раньше я с пеной у рта доказывал своим российским оппонентам, что такое современная Беларусь. Теперь просто говорю им: «Съездите и посмотрите сами». Все они, вернувшись, берут свои слова обратно и уже больше никогда не заводят со мной таких разговоров. Большей рекламы вашей стране и не надо. Моей дочери 30 лет, она взрослый самостоятельный человек. Когда мы въезжаем в Езерище, она всякий раз говорит: «Папа, это совершенно другое государство!» Дороги, разметка, оформление мест для отдыха, ухоженные поля, культура поведения, сами люди и города — здесь все свидетельствует об этом. И я задаюсь вопросом: «Почему же так происходит, откуда такая разница, ведь мы же один народ. У нас одна культура и традиции?» Значит, дело не только в этом. Дело в системе управления страной и ответственности чиновников.

— Николай Евгеньевич, в чем, на ваш взгляд, первопричина происходящих политических размолвок?

— Во многом это связано с нежеланием определенной части российского истеблишмента понимать, что Беларусь — это суверенное государство. Что Президент Беларуси — это не губернатор Псковской или Смоленской области. Хотя даже с ними руководство России не позволяет себе говорить в такой жесткой и некорректной форме. Почему все это так оскорбляет белорусов? Потому что они люди честолюбивые, прямые и эмоциональные, остро реагирующие на неправду и несправедливость. Да и как нормальный человек может не отреагировать, когда всю грязь, которую только можно придумать, на него выливают с экрана телевизора. Да, я говорю о фильме «Крестный батька». Все знают, что сняли его еще 2 года назад. И только в этом году сверху дали отмашку его показывать, когда до президентских выборов в Беларуси осталось буквально полгода. Так нельзя, это вне политической и дипломатической этики. Вспомним выборы в братской Украине, когда стояла цель сместить Леонида Кучму. Тогда, если помните, запустили сюжет о Гонгадзе: молодого журналиста втянули в политический заказ, он начал работать против Кучмы, затем его просто убили. В итоге всю вину общественного порицания негласно взвалили на украинского президента. Это прием, технология, которая была использована и сработала. И вот мы видим, как сейчас та же технология запущена против главы белорусского государства... Главный тезис, который взят на вооружение, — если прекратятся субсидии из России, то режим Лукашенко падет. Да не падет он! Это ответ и нашим российским политикам. Ведь белорусы — труженики, и живут они не за счет субсидий из братской России. Относиться к подобным оскорбительным высказываниям нужно примерно так же, как и к заявлениям американцев о том, что они победили во Второй мировой. Белорусы никогда не ходили и не пойдут с протянутой рукой. И хорошо, что на этом фоне вовремя приходят на помощь друзья Беларуси — те же президенты Венесуэлы, Ирана... А нефть и газ в России принадлежат олигархам, это частная собственность — и здесь друзей и родственников нет. Здесь существуют только меркантильные интересы. Но если Президент Беларуси ратует о благополучии простых людей, то эти господа — только о личных кошельках. Вот в чем вся разница и все противостояние.

— Ваш прогноз: как и на каких принципах будут развиваться двусторонние отношения дальше?

— Нужно очень четко улавливать экономическую подоплеку, на фоне которой происходит конфликт политических элит. Связь бизнеса и власти в России настолько очевидна, что это чревато тяжелейшими последствиями. Поэтому россияне все чаще говорят о том, что стабилизационного фонда в стране уже нет. Россия пытается собрать деньги хоть откуда, чтобы сохранить свою экономику и статус-кво на мировой арене. На самом же деле положение в экономике непростое: сокращаются рабочие места, который уже год подряд реформируются Министерство обороны, МВД, медицина, образование — конца и края этому не видно. За летние пожары так никто и не ответил: ни один губернатор не поплатился своим рабочим местом. Смотрите, что творится сейчас в Краснодаре: после страшной резни все чиновники при должностях... Почему же происходит такое, откуда это безразличие и безнаказанность? А все потому, что у нас очень много «пришлых людей». Бизнес здесь, собственность — в Англии, пошло что-то не так — взял чемодан с долларами и прямиком на вокзал. Примеры по Москве вы видите сами. Запасы углеводородного сырья неуклонно уменьшаются. Обворовывают и лишают будущего наших детей и внуков. Вот, что страшно. А теперь вернемся к отношениям... Есть такой компьютерный термин — «перезагрузка». Так вот я уверен, пройдет время, и все само по себе станет на свои места. Говорят, собака лает, а караван идет. Просто нужно признать, что на каком-то этапе отношений получился эмоциональный срыв, стресс. Эмоции возобладали над разумом. Поэтому надо встретиться, откровенно поговорить, пожать друг другу руки и начать работать дальше, оставив личные обиды.

— Сколько человек придет на избирательный участок белорусского консульства в Санкт-Петербурге?

— Насколько мне известно, в списках отмечено более 600 белорусов по паспорту, достигших 18 лет. Каждому из них сотрудники отделения посольства отправили письменное приглашение. Поэтому не сомневаюсь, что явка 19 декабря будет высокой.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Петербургские белорусы - о политическом заказе и перезагрузке отношений
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика