Дом в Минске по площади Свободы, 15 пережил войну. И не одну: наполеоновское нашествие, Первую и Вторую мировые. И целехонький дошел до нашего XXI века — из далекого XVIII. Старше этого здания разве что несколько монастырей на той же площади. А в прошлом году мы отмечали 300–летие расположенного рядом архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии. Храм простоял так долго, потому что для людей — это не просто некое сооружение, а дом Божий. И каждый камень в нем намолен, свят. Не случайно несколько лет назад Президент выделил средства на реставрацию фресок католического кафедрального собора. Нужно было извлечь их из–под слоя штукатурки, нанесенного после войны, когда костел переоборудовали под спортзал товарищества «Спартак». Заметьте: тогда никому не пришло в голову смывать живопись, ее аккуратно замазали, как бы осознавая, что в будущем придут те, кто извлечет лики святых на свободу. Теперь на площади Свободы нас радует шедевр.
То время, когда реставраторы пришли восстанавливать храм, я хорошо помню. Это был конец 90–х. Работы велись долго и даже мучительно. Ценна была каждая деталь здания, чудом пережившего многое, в том числе и последнюю войну, но и, кстати говоря, помнящее баталии Северной войны Петра I с Карлом XII. Любопытно, что оба монарха посещали собор, бывал здесь и гетман Мазепа, а в свое время рядом останавливался Николай II. В общем, есть что рассказать об этом месте туристу. И верующий человек чувствует: тут не только Бог живет, здесь вершилась История.
Дом по площади Свободы, 15 отделен от костела улицей Революционной и по возрасту ему почти не уступает. Но... в него попала бомба. Как раз в те дни, когда мы отмечали 300–летие кафедрального собора.
Этой бомбой стало чье–то решение: разрушить здание изнутри и оставить от него лишь фасадную стену. А на днях по каналам БЕЛТА пришло сообщение: «Галерею произведений народного художника СССР, Героя Беларуси, почетного гражданина Минска Михаила Савицкого планируется открыть в исторической части Минска в 2012 году. Об этом говорил директор КУП «Мiнская спадчына» Павел Шикунец.
Сейчас временная галерея Михаила Савицкого располагается в старом городе — в комплексе зданий № 6, 8, 10 по улице Революционной. Впоследствии экспозицию переместят на площадь Свободы, 15. Здесь уже началась масштабная реконструкция, провести которую доверили крупнейшей в республике подрядной организации — ОАО «Стройтрест № 7». На счету этого предприятия — здания Национальной библиотеки, железнодорожного вокзала и автовокзала «Восточный» в Минске, гостиницы «Европа» и другие. Строителям предстоит выполнить сложнейший комплекс работ: укрепить стены и фундамент, сохранив их прежний облик.
«Все общестроительные работы в будущей галерее (а это фасад здания, строительство пристройки и благоустройство территории) будут завершены в 2011 году. Внутренние отделочные работы, которые предполагают в числе прочего создание соответствующих условий для хранения произведений художника, — в 2012 году», — сообщил Павел Шикунец».
Покойный ныне художник, говорили мне, был вполне доволен галереей по улице Революционной. Переезжать на площадь Свободы он не считал нужным. Но так было решено: предоставить ему более престижное место. Однако знал ли Михаил Савицкий, что здание галереи сперва снесут, чтобы потом «реконструировать»? И одобрил ли бы он это? Теперь уже риторический вопрос.
Но, стоя у руин дома по площади Свободы, 15, я вспоминаю фотографии соседних кварталов, снятые корреспондентами БЕЛТА в первые дни июля 1944 года — сразу после освобождения Минска от немцев. Руины, руины... И среди них — чудом оставшиеся башни кафедрального костела, а за ними — здание по Революционной, 2 и тот самый дом по площади Свободы — тоже целые, только все в копоти. И мне подумалось: они, как те мученики, прошли не одно испытание вместе с населявшими их людьми, но выстояли! И теперь сюда нужно водить туристов и показывать: вот они — старожилы Минска, которые не поддались никаким смерчам.
Увы, уже поздно. Костел еще стоит, а дома на площади нет...
Хотя разве это первый снос памятника истории и архитектуры в Минске? Недавно народный художник Май Данциг рассказал мне, что на улице Немига его дед, про профессии типограф, в революционном 1917 году осмелился издать под страхом наказания со стороны чиновников Временного правительства первую большевистскую газету «Звезда». Сегодня даже профессиональный топограф не найдет следов той Немиги. Ее снесли.
Зато здесь есть где разгуляться машинам, праздношатающейся молодежи и стихии — ветру, а также воде, которая чуть ли не каждое лето выходит из берегов, превращая современную магистраль в реку. Как будто мстит за древнюю улицу.
За дом № 15 никто мстить не будет. Его отстроят. Так это делается: привозят кирпич, бетонные плиты — и наши добросовестные рабочие быстро «восстанавливают» здание, на которое затем водрузят табличку с пометкой: «памятник архитектуры». И укажут дату постройки: XVIII век. Хотя столетие, конечно, там уже будет иное: нынешнее, двадцать первое.
Но об этом все вскоре забудут, кроме горстки краеведов, которые из уст в уста станут передавать повесть временных лет о настоящем шедевре, который убила не военная бомба в 1941 году, а чугунная — в XXI веке.
Я же, проходя мимо руин, присыпанных снегом, вспоминаю, как весной 2009 года входил в еще живое теплое здание. Прежде в нем располагался военкомат, но к тому времени дом уже пустовал. И готовился к реконструкции. А ступал я на порог не один, а в компании Павла Павловича Шикунца. И он, стоя под балконом, украшенным литой чугунной решеткой, мне клятвенно обещал: уникальное здание будет сохранено.
Честно признаюсь: я не верил. И поднимаясь по широкой лестнице, очень похожей на такую же в монастыре бернардинцев на улице Кирилла и Мефодия, знал: никто больше не почувствует под своими ногами следов минувших эпох...
P.S. Многие старые здания «реконструируют» (разрушают, а потом «восстанавливают») по очень простому рецепту. Якобы не выдерживают несущие конструкции — и их надо заменить. То есть двести лет стояли и вдруг затряслись — и сейчас обрушатся. Конечно, в таком случае будут правы специалисты «Мiнскай спадчыны», — а они обычно на сей аргумент и ссылаются. Но я позволю себе привести пример из той же серии, говорящий об обратном. На днях пришлось побывать в гостях в доме № 26 по улице Коммунистической. Построенное сразу после Великой Отечественной войны это 2–этажное здание жильцам вдруг предложили освободить. Но те заупрямились: все–таки центр города, да и стены толстые, вроде еще рано им, несмотря на возраст, падать. Из такого же соседнего дома, № 24, однако, граждан выпроводили. Теперь дом стоит с заколоченными окнами. Но 26–й не сдался. Люди затребовали госэкспертизы. И та показала: массивные стены обладают запасом прочности еще на 200 лет, без всякого ремонта. Так строили раньше. Но почему крепкие стены сносят? Кому это нужно?
Со знанием дела
Владимир Денисов, главный архивист Национального исторического архива:
— Дом № 15 на площади Свободы известен с середины XVIII века — тогда он впервые был упомянут как каменное строение в стиле барокко, принадлежавшее графскому роду Пшездзецких, владельцев Заславля. В конце того же столетия дворец приобрел минский шляхтич Андрей Станкевич и открыл в официне, или флигеле, по соседству одну из первых в городе аптек (теперь это здание по улице Революционной, 2, также сохранившееся, но перестроенное в XIX столетии). В первой половине XIX века дом перешел в собственность Юрия Кобылинского, секретаря Минского дворянского депутатского собрания, друга писателя Винцента Дунина–Марцинкевича. Кобылинский устроил во дворце первый в городе музей и, можно предполагать, первую реставрационную мастерскую. Доподлинно известно, что он сам реставрировал иконы. Сам дом с 1870–х годов занимало Минское православное духовное училище — вплоть до 1917–го. В 20–е годы здесь располагался Институт белорусской культуры — предтеча Национальной академии наук, Народный комиссариат просвещения — предшественник Министерства образования, перед началом Великой Отечественной войны — самые разные учреждения, а после войны до наших дней — Минский областной военный комиссариат.
До разрушения здание сохраняло первоначальную планировку, особую ценность представляла барочная лестница, ведшая на второй этаж. В парадном зале на втором этаже во время исследований, предшествовавших разрушению, были найдены следы монументальной живописи. В нашем архиве хранятся документы, подтверждающие, что помещения были расписаны. Более того, эти же архивные бумаги позволяют восстановить детали первоначального интерьера. Но теперь, когда дворец на 90 процентов уничтожен, непонятно, с каким зданием мы будем иметь дело в будущем. Ведь памятником архитектуры может считаться лишь аутентичный дом. А его мы утратили. То, что будет построено взамен, произведением искусства считаться уже не сможет.
Дом в Минске по площади Свободы, 15 пережил войну. И не одну: наполеоновское нашествие, Первую и Вторую мировые. И целехонький дошел до нашего XXI века — из далекого...