Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» будет подвергнут комплексной корректировке. Проект практически нового документа разработан еще в прошлом году. Но с принятием Директивы № 4 его решили еще доработать. Участие в работе примут проверяемые, то есть бизнес. Разговор на эту тему состоялся в Комитете госконтроля.
Право на риск
Директора и собственники предприятий, предприниматели уже не первый год выступают за четкую, понятную и компактную систему контроля. Бизнесмены приводили примеры, когда после комплексной работы на предприятии сотрудников госконтроля приходили с проверками другие ведомства. Некоторые структуры ходят вообще каждый месяц. А в последнее время участились случаи, когда начали захаживать и... простые граждане под видом общественного контроля.
Получается, даже если плановая проверка приходит на предприятие раз в год, то так называемых встречных может быть несколько. В итоге работать некогда. А наказание за ошибки жестокое.
«Предпринимательство не сможет развиваться, если над человеком будут довлеть постоянные страхи и риски, — считает Владимир Карягин, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. — За каждую помарку в документах, которая даже не влияет ни на размер налогов, ни на экономику, большие штрафы. А проверки после анонимных жалоб иногда вообще приводят к краху бизнеса. Конкуренты не гнушаются писать анонимки.
Честность должна быть выгодной
Конечно, с одной стороны, в госконтроле непростую ситуацию понимают и признают: проверок много. При этом некоторые необоснованны, а отдельные и неправомочны. Но вместе с тем есть одна очень серьезная проблема: лжепредпринимательство. Как выводить такие «субъекты» на чистую воду без проверок? Ведь теневой бизнес наносит сегодня очень серьезный удар и по бюджету, и по экономике в целом. Вредит он и всему частному сектору: предприниматели либо несут убытки оттого, что их попросту «кинули» недобросовестные «партнеры». Либо подвергаются жестокому наказанию со стороны государства, если вскрываются факты их сотрудничества с «серыми» фирмами. Председатель КГК Александр Якобсон задал собеседникам прямой вопрос: «Чем сам бизнес может помочь в борьбе с теневиками и лжепредпринимательскими структурами?»
Вячеслав Довнар, генеральный директор ОАО «Белинтертранс», считает, что некоторые вынужденно работают по «серым» схемам из–за проблемы доступа к ресурсам. По мнению этого уважаемого бизнесмена, кредиты взять сложно, поэтому многие и обращаются к «фирмам», которые занимаются «обналичкой», другими незаконными финуслугами. Вячеслав Довнар предложил учредить статус «ответственный кредитополучатель», который позволил бы добросовестным бизнесменам иметь преимущественные условия для получения средств в банке. «Когда ввели статус «добросовестный участник ВЭД», который дает определенные преференции, среди международных перевозчиков сразу стало меньше теневиков, — приводит пример Вячеслав Довнар. — Потому что все стали стремиться работать легально, чтобы пользоваться возможностями, которые предоставляет государство».
В свою очередь Владимир Карягин считает, что там, где происходит соприкосновение бизнеса и государства, должна быть полная прозрачность и открытость. Именно это сделает невозможным появление лжепредпринимательства. Те же тендеры и конкурсы. «Отменили лицензирование, ввели сертификацию, — приводит пример председатель Республиканской конфедерации предпринимательства. — И сразу при министерствах и ведомствах появились частные структуры, которые проводят нужную экспертизу, обучение. В итоге сертификация стала дороже лицензирования».
Кроме того, бизнесмены уверены, что чаще всего не так уж сложно обнаружить незаконный бизнес. Особенно когда целый месяц идет обналичивание крупных сумм через банк. Не заметить это невозможно. Но свою помощь госконтролю предприниматели пообещали. И не только теоретическую, но и практическую. Потому как, кроме материальных потерь, страдает имидж всего бизнеса.
Предприимчивость требуется от всех
Вопросы имиджа, кстати, тоже достаточно остры для предпринимательства. Неоднократно приходилось слышать, что к частнику отношение со стороны чиновников пренебрежительное, как к человеку, думающему только о личном обогащении. Говорили об этом и на «круглом столе» в КГК. Доверие между бизнесом и государством, или, как сейчас модно говорить, государственно–частное партнерство, очень важный аспект в развитии предпринимательства. Как заметил Владимир Карягин, недоверие чиновников к бизнесу может приводить к экономическим потерям. Пример из практики привел Петр Комякович, вице–председатель Белорусского союза предпринимателей по Брестской области: «Бизнесмен решил заняться производством насосов для коттеджей. Несколько лет оформлял документы, но так и не смог пройти все процедуры. Махнул рукой. За несколько дней открыл производство в Польше. И теперь сюда привозит продавать свою продукцию». По мнению Комяковича, если отношение чиновников всех уровней к бизнесу не изменится, не упростится процесс согласований и разрешений, то желающих открывать свое дело в Беларуси станет меньше. А импорта больше. Получить землю, производственные площади, построить цех, наладить производство... Все эти вопросы, считает П.Комякович, должны решаться оперативно. Государство и бизнес должны доверять друг другу.
Поскольку контроль за исполнением Директивы № 4 возложен на КГК, предприниматели очень надеются на конструктивное сотрудничество. Александр Якобсон заверил, что встречи с бизнесом станут регулярными как в центральном аппарате, так и в областных комитетах, и напомнил, что 2011–й объявлен Годом предприимчивости. «Это сигнал к тому, что предпринимательство будет иметь большой вес в экономике страны», — подытожил он.