Через несколько месяцев Беларусь отметит трагическую дату - 70 лет с начала Великой Отечественной войны.
Наша страна пережила оккупацию, была почти полностью разрушена и потеряла каждого третьего, но смогла восстать, а в память о погибших возвела тысячи памятников.
Одна из страниц жуткой истории - трагедия Слуцкого гетто - в репортаже Елены Бормотовой. Сегодня в Слуцке почти ничто не напоминает о жутких событиях 40-х. Только мемориал работы Левина в память о жертвах гетто. Это сегодня в 60-тысячном городе проживает всего 70 евреев. До войны Слуцк, как и многие белорусские местечки, был еврейским городом. Из 22 тысяч населения 14 тысяч были евреями. Немногим удалось эвакуироваться в июне 1941-го. С оккупацией города фашисты проводят перепись населения и создают первое гетто.
Он единственный, кто сегодня может рассказать о создании и уничтожении двух Слуцких гетто. У Фридриха Фалевича еще есть старший брат, но пожилой человек в последнее время очень болеет, поэтому вся тяжесть жутких воспоминаний ложится на этого бывшего малолетнего узника.
(Фридрих Фалевич, бывший узник двух Слуцких гетто)
Это место до войны называли Школище. Здесь компактно проживало еврейское население. Примерно 500 деревянных домов. Их и обнесли несколькими рядами колючей проволоки. Территорию гетто тщательно охраняли, на работу людей водили под конвоем.
(Фридрих Фалевич, бывший узник двух Слуцких гетто)
Люди, наученные горьким опытом 1941 года, стали рыть землянки, выкапывать глубокие подвалы, где бы могли спастись от погромов и избежать смерти. Для уничтожения второго гетто в 1943 году фашисты направляют в Слуцк карательный отряд из Минска. Был отдан приказ сжечь, ведь люди не выходили из своих убежищ.
(Светлана Жуковская, старший научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея)
Слуцкое гетто догорало трое суток. Спаслось всего человек десять. Поэтому до сегодняшнего дня сведения о зверствах в Слуцке остаются обрывочными. И даже почти через 70 лет неизвестно точное число погибших людей.