Уносимые ветром. 21.by

Уносимые ветром

02.09.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Уносимые ветром

Два года назад в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья в отделении реанимации и интенсивной терапии от последствий анорексии умерла 18-летняя девушка. У пациентки разом отказали сердце, печень и почки. Специалисты говорят, что двадцать процентов девушек, больных анорексией, не выживает. И добавляют: анорексия — это, пожалуй, единственное психическое заболевание, которое может привести к летальному исходу. Ежегодно в нашей стране 900 человек заболевают нервной анорексией. Корреспондент “НГ” побывал в отделении, где проходят лечение “уносимые ветром”.

“Спорт я не любила, поэтому решила не есть”

С виду палата, где проходят лечение анорексички, ничем не отличается от остальных. Те же больничные койки, те же тумбочки и та же гнетущая атмосфера. А пациенты особенные: потухшие глаза, высохшие тела, депрессия и уныние. Ощущение такое, будто попал в потусторонний мир... Кажется, что перед тобой не живые люди, а бестелесные привидения.Палата для больных нервной анорексией на 10 коек появилась в РНПЦ психического здоровья шесть лет назад. Говорят, в этом возникла острая необходимость: уж слишком большое распространение получило заболевание. Койки в этой палате никогда не пустуют, а некоторые пациентки проходят здесь лечение по три-четыре раза.Девятнадцатилетняя Вера попала в центр с диагнозом “нервная анорексия” впервые. В этом году девушка окончила лингвистический колледж с красным дипломом и собиралась поступать в институт. Но голубая мечта с детства — стать моделью.

— В моей жизни в основном была учеба, — говорит Вера. — Никаких увлечений, хобби не было. Кроме одного... Подиум. У меня много фотографий — целое портфолио. Но снимки никуда не относила. Поставила себе цель: когда талия будет 57 сантиметров, тогда и пойду в модельное агентство. Мне многие советовали заняться спортом, подкачаться, чтобы приобрести нужную форму. Но спорт я никогда не любила, поэтому решила просто не есть.

Последние три месяца перед больницей дневной рацион девушки состоял из трех яблок и пакета молока. В институт поступить не удалось: Веру доставили в РНПЦ психического здоровья, когда она весила 39 килограммов. Девушка была на грани жизни и смерти.

— Я здесь уже почти два месяца, — говорит девушка. — За это время набрала десять кило. Чувствую себя намного лучше, но на еду до сих пор смотреть не могу. Тут кормят под присмотром по шесть раз в день и смотрят, чтобы мы съедали все передачи от родных. Но заставить себя очень тяжело.

Штраф в автобусе — тоже стресс

Изнуряющие диеты таят в себе большую опасность. Причем не только для физического, но и для психического состояния человека.

— В основном наши пациентки — молодые девушки, — рассказывает заведующая 10-м отделением РНПЦ психического здоровья Светлана Мельгуй. —  Поводом для госпитализации может послужить тяжелое состояние физического здоровья. Правда, немногие обращаются за помощью сами. Девушки замечают, насколько анорексия мешает жить, истощает организм. Как определить болезнь? Одним из критериев является минимальный индекс массы тела — 18,5. Сегодня у одной из пациенток он держится на отметке 11. Девушка лежит в реанимации.

Причин, которые приводят к болезни, довольно много: наследственность, депрессии, требования общества к внешности, особенности микроклимата в семье, перфекционизм (убеждение, что нужно достичь еще лучшего результата) и даже умственные способности. Анорексия развивается как реакция на стресс. Послужить катализатором могут несчастная любовь, непоступление в вуз, плохая оценка. Особое значение играет психическое состояние человека. Для кого-то даже штраф в автобусе — настоящий стресс.

— Один из методов лечения — семейная психотерапия, — объясняет Светлана Леонидовна. —  Можно даже составить портрет среднестатистической семьи, в которой ребенок рискует заболеть анорексией. Как правило, в таких семьях доминирует женщина. Она является властной, авторитарной фигурой. Анорексией чаще болеют единственные дочери. Родители ставят перед ребенком высокие цели, не учитывая его личных интересов. Конфликты в таких семьях, как правило, подавляются.

“Двое из десяти — это уже много”

Рацион пациенток 10-го отделения ничем не отличается от меню здорового человека: каши, мясо, рыба, фрукты и овощи. Вот только заставить больных съесть все, что стоит на столе, очень трудно. Даже объяснить страдающей анорексией девушке, что без полноценного питания она не сможет жить нормальной жизнью, очень сложно.

— Оптимальные сроки стационарного лечения — два-два с половиной месяца, — говорит Светлана Мельгуй. —  Мы работаем над мотивацией, формированием желания лечиться. Ни о каком выздоровлении за такие короткие сроки речи быть не может. Анорексия лечится очень долго. Даже не год и не два. Нужно научить пациента видеть за отношением к своему телу какие-то особенные взаимоотношения с людьми. Научить строить их по-другому.

Статистика выздоровлений не очень утешительная: 20 процентов пациентов, больных анорексией, умирают, 20 — выздоравливают, 60 процентов продолжают болеть. И с течением времени состояние последних либо критически ухудшается, и они попадают в первые 20 процентов, либо улучшается, и они избавляются от недуга.

— Если из десяти наших пациентов двое ушли с мотивацией и мы что-то знаем об их дальнейшей судьбе, это уже много для нас, — считает Светлана Леонидовна. — Но многие попадают к нам на лечение и в третий, и в четвертый раз...

“Когда-то жареную картошку любила”

Светлане 26 лет. Она уже трижды становилась пациенткой РНПЦ психического здоровья. Началось все с того, что Светлана с подружкой решили похудеть. Вместе сели на диету. Но подруга сумела остановиться, а вот Света слишком увлеклась. Ее вес начал стремительно снижаться, а слово “еда” стало запретным. Часто анорексия сказывается на репродуктивных функциях организма, но Света вышла замуж и родила. Правда, работать уже не смогла. Организм был окончательно истощен.

— Из болезни сложно выбраться, трудно бороться с ней, — девушка смотрит потухшим взглядом, потом неожиданно вспоминает. —  Когда-то я жареную картошку любила. Сейчас и на нее смотреть не могу. Муж в меня верит, надеется, что я вернусь к жизни. Мне тоже хочется в это верить...

P.S. Нервная анорекс€ия (лат. anorexia neurosa) — расстройство приема пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Чаще встречается у девушек. При анорексии наблюдается патологическое желание уменьшить вес, сопровождающееся сильным страхом ожирения. У больного наблюдается искаженное восприятие своей физической формы и присутствует опасение увеличения веса, даже если такого в действительности не наблюдается.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент “НГ” побывал в отделении, где лечат анорексию, и с удивлением узнал, что ее причиной может стать даже плохая оценка
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика