Цель новой городской программы демографической безопасности Минска на 2011-2015 годы — создать условия для демографического роста. Между тем еще в начале весны руководство страны ставило задачу «не собирать в Минске все население Беларуси».
Новая программа была принята на 9-й сессии Мингорсовета. Первая подобная программа реализовывалась в 2007-2010 годах. «Именно в это время инвестированы значительные средства в поддержку семьи, развитие жилищной, кредитной, налоговой политики, систему здравоохранения и образования. Результат этих мер очевиден», — цитирует председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанну Романович агентство «Минск-Новости».
Общий коэффициент рождаемости в Минске в 2010 году составил 11,5 промилле (число новорожденных на тысячу жителей) и превысил показатель 2006 года на 1,5 промилле. Снизились показатели младенческой и материнской смертности. Прирост населения за пять лет составил почти 100 тысяч человек.
«Цель новой городской программы — сохранить положительные тенденции в развитии народонаселения города и создать условия для последующего демографического роста», — отметила Жанна Романович.
Минск уже несколько лет является уникальным регионом Беларуси по демографической ситуации. Суть особенности в том, что везде по стране смертность преобладает над рождаемостью, а в Минске нет. Численность населения столицы на 1 июля 2011 года составила 1 млн. 868 тыс. человек и по сравнению с началом года увеличилась на 3,9 тыс. человек.
По данным городской статистики, за январь-июнь 2011 года в столице родилось 9 732 ребенка, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Умерло 9 174 человека.
Между тем естественный прирост населения Минска (превышение числа родившихся над числом умерших) стремительно сокращается: по сравнению с январем-июнем 2010 года — в 2,6 раза. В первом полугодии 2011-го в сравнении с таким же периодом прошлого года число умерших в целом по городу возросло на 3,3%.
При том, что процесс увеличения рождаемости замедлился, столица остается привлекательным городом для внутренних мигрантов. Сюда идет мощный приток населения из регионов. За последние 10 лет в Минск въехало около 170 тысяч человек. В столице постоянно и временно живет около 2,2-2,3 млн. человек, включая студентов.
На перенаселение столицы не раз обращал внимание и Александр Лукашенко. Центр тяжести строительства жилья необходимо переносить в регионы, заявил он в марте во время знакомства с перспективами застройки столицы до 2015 года. «Не надо собирать в Минске все население Беларуси», — подчеркнул Лукашенко.
«Правительству необходимо перенести центр тяжести строительства жилья в регионы. Во всем мире формула одна: не к рабочей силе идут рабочие места, а рабочая сила едет к рабочим местам, а не наоборот. Мы должны развести производительные силы и туда направлять людей», — сказал глава государства.
Лукашенко считает, что необходимо «ориентироваться на то, что в Минске не должно проживать более 1 млн. 800 тыс. человек. Миллион восемьсот тысяч человек — и не больше, пока мы еще не влезли в дебри. Ибо сегодня уже ни проехать ни пройти по Минску, завтра — загазованность, начнут толкаться, со всей республики соберем в Минске людей, и мы перенаселим город».
Когда-то Минск задумывался как город, где будет жить 500 тысяч человек, отметил в комментарии для Naviny.by экономист Дмитрий Бабицкий, затем максимальную численность населения увеличили до одного миллиона человек. Суть, конечно, не в количестве жителей, а в том, насколько ему соответствует имеющаяся транспортная, жилищная, медицинская, образовательная инфраструктура.
Положительный естественный прирост населения, отметил Дмитрий Бабицкий, — достаточно редкое явление для Европы и чаще наблюдается в отдельных регионах с традиционалистской ментальностью. Как правило, речь идет не о столицах. Эксперт привел в пример Польшу, где прирост населения наблюдался многие годы среди кошубов — западнославянской этнической группы, проживающей на севере страны.
Что касается миграционного прироста, то, по мнению Дмитрия Бабицкого, картина во всем мире похожа: «Рабочая сила стремится туда, где есть работа, а заработки высокие. Где-то это столицы, а где-то промышленные деловые центры. В Беларуси так совпало, что и столица, и деловой центр — это один и тот же город. В Европе случается по-другому. Пример из Германии — есть ряд городов с развитой промышленностью. Бонн, Мюнхен — только некоторые из них. В Польше при сильной позиции столицы, согласно различным рейтингам городов, Варшава может проигрывать какому-нибудь Сопоту, являющемуся привлекательным туристическим центром».
Глобальная проблема современной цивилизации — неравномерное развитие мегаполисов, отметил Дмитрий Бабицкий. Этот процесс сложно остановить. Безусловно, ситуацию можно как-то менять, если задаться целью развития регионов. В этом смысле примером могут быть Нидерланды, где государственная политика направлена на то, чтобы не создавались города-гегемоны. В этой стране государственные институты распределены по разным городам. Международный суд находится в Гааге, например. Университеты распределены также по различным городам. В результате города развиты относительно одинаково.
Однако, чтобы разгрузить столицу, одного только желания недостаточно: «Капитал идет в центр, и его не остановишь. Власти же не инвестируют в другие регионы».
По генеральному плану развития Минска, утвержденному в 2003 году, выносу за пределы города или переносу части производства подлежат 24 предприятия, напомнил Дмитрий Бабицкий. Среди них — птицефабрика им. Крупской, завод им. Октябрьской революции, ТЭЦ-2, ОАО «Дрожжевой комбинат», ОАО «Сукно», авиаремонтный завод, аэропорт «Минск-1» и другие.
Однако реально в этом направлении властями почти ничего не делается, хотя тысячи бесхозных помещений стоят по всей стране, отмечает экономист.
«Если мы говорим о том, что заселять Минск бесконечно нельзя, значит, необходимо вкладывать средства в развитие регионов. И финансово-экономический кризис не может здесь быть препятствием. Ведь жизнь не остановишь», — отметил Дмитрий Бабицкий.
Цель новой городской программы демографической безопасности Минска — создать условия для демографического роста. Однако руководство страны требует не...