Вместе — и на один результат. 21.by

Вместе — и на один результат

10.11.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вместе — и на один результат.

Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, завершились три года четырехлетнего срока полномочий Палаты представителей. Что было главным для депутатов  в этот период?

— Главным для нас было и остается формирование законодательной базы,  обеспечивающей решение задач, стоящих перед страной. Это принятие новых законов и совершенствование действующих. В первую очередь — по вопросам развития экономики, социальной сферы, международного сотрудничества,  укрепления национальной безопасности. За три прошедших года Палата представителей  приняла более 320  законопроектов, в том числе  2 проекта основополагающих,  системных нормативно-правовых документов:  Особенной части Налогового кодекса и  Кодекса об образовании. На подходе к рассмотрению во втором чтении, как известно, и проект Жилищного кодекса. Среди принятых законопроектов свыше 170 о ратификации международных договоров и соглашений, что значительно расширило законодательное пространство для взаимовыгодного партнерства Республики Беларусь с иностранными государствами и взаимодействия с международными организациями. В этом блоке законодательных решений большой пакет документов, которыми сформирована правовая основа Таможенного союза, трансформирующегося с 1 января 2012 года в Единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана. Я сказал бы, что усилиями трех государств заложен прочный законодательный трек для согласованного и динамичного движения на качественно новый уровень евразийской интеграции. Причем с учетом национальных интересов.

— А в унисон ли этому движению подписанный недавно главами правительств восьми государств СНГ Договор о зоне свободной торговли?

— Размывания “тройки” в связи с созданием в СНГ зоны свободной торговли опасаться не надо. Евразийские интеграционные процессы имеют разные форматы, те же, скажем, Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество, СНГ, ОДКБ, и польза от них для всех постсоветских государств, заинтересованных в наращивании сотрудничества между собой, по общему мнению, бесспорна. Вы знаете, какое большое значение придают углублению интеграции лидеры Беларуси, России и Казахстана. Их статьи по этому вопросу в газете “Известия” получили широкий международный резонанс. Главы наших государств высказались вполне определенно в поддержку идеи создания в будущем Евразийского экономического союза как серьезного игрока на евразийском рынке, мощного партнера Евросоюза. Александр Григорьевич Лукашенко подчеркнул необходимость добиться принципиального поворота лицом к интеграции в рамках всех интеграционных структур не на бумаге, а на деле. Граждане наших стран ждут этого уже сейчас, без промедления, заявил он. Создание зоны свободной торговли в СНГ и снятие торговых барьеров — необходимое, продиктованное жизнью решение для перехода к более тесной экономической интеграции в Содружестве. Любые идеи только тогда становятся понятны и близки людям, когда они последовательно реализуются практически. Так что чем больше будет практических дел, тем более реальным и полноценным станет в сознании людей наш экономический союз.

— Значит, парламентариев ожидает большая работа по унификации национальных законодательств?

— Точнее сказать — нам предстоит продолжение этой работы, ее интенсификация с учетом качественно новой фазы интеграционных процессов.

— В большинстве своем законы, принятые парламентом нынешнего созыва, вступили в силу и применяются на практике. По вашему мнению, насколько они оправдывают себя?

— Знаете, дело не во мнениях, пусть даже и самых компетентных, а в том, адекватны ли правовые меры, заложенные в тот или иной закон, жизненным реалиям и способны ли они эти реалии наполнять позитивом. Стимулируют ли динамичное развитие экономических, социальных и иных процессов на благо людей, общества и государства. Вот в чем суть и, как говорится, соль. В этом смысле принятые законодательные решения вполне правильные. Они обоснованы экономически, финансово и так далее и, что не менее важно, своевременны. Поэтому работают и приносят несомненную пользу.

— По какой траектории идет развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность?

— Общее направление законодательного регулирования широкого комплекса отношений в экономической сфере, а не только в сугубо хозяйственной деятельности соответствует задачам экономических преобразований, определенным на текущее пятилетие, и осуществляется в русле законотворческих ориентиров, поставленных перед парламентом в ежегодных посланиях главы государства. Я акцентирую этот посыл, так как он является своего рода краеугольным камнем законодательной стратегии, на котором совершенствуется и обновляется правовая система страны.Мы исходим из того, что законодательные решения ни в коем случае не должны противоречить объективным экономическим и общественным условиям, но вместе с тем должны повышать эффективность экономической деятельности, создавать благоприятные условия для хозяйствования, поощрять деловую самостоятельность и инициативу, предприимчивость. Приняты, к примеру, базовые законы “О поддержке малого и среднего предпринимательства”, “О возобновляемых источниках энергии”, откорректированы законы “О хозяйственных обществах”, “О транспортно-экспедиционной деятельности”, “Об ипотеке”, Кодекс о земле и другие. Причем правовые новшества носят стимулирующий характер, максимально адаптированы к реальным условиям экономической деятельности на нынешнем этапе. Первое чтение прошел проект Закона “Об экономической несостоятельности (банкротстве)”. Усовершенствованы нормы гражданского, бюджетного, налогового, банковского, финансового, природоохранного законодательства. Урегулирован ряд вопросов лицензирования, собственности, использования атомной энергии, защиты прав владельцев товарных знаков, регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, создания и деятельности унитарных предприятий, расширено приватизационное поле. Все это необходимые решения для укрепления правовой базы экономического развития страны.

— Как выстраивается законотворческая работа по социальным вопросам, в том числе по гарантиям социальной защиты?

— Исключительно предметно. В основе этой работы системность, комплексность и адресная направленность. При всем тематическом разнообразии принятых в этой сфере законов, спектр которых — трудовые отношения, образование, здравоохранение, культура, туризм, социальная защита материнства и детства, поддержка людей с ограниченными возможностями, — все законы в комплексе обеспечивают правовое сопровождение проводимого государством курса на улучшение качества жизни людей. Напомню наряду с названным самым крупным законодательным актом — Кодексом Республики Беларусь об образовании некоторые другие принятые законы: “Об основах государственной молодежной политики”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О внешней трудовой миграции”, “О донорстве крови и ее компонентов”, “Об оказании психологической помощи”, “О ветеринарной деятельности”. Установлены дополнительные меры правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также охраны окружающей среды, регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Усовершенствован порядок назначения и выплаты государственных пособий по уходу за ребенком, определены новые меры защиты прав и законных интересов детей, социальной защиты инвалидов. Законодательно зафиксированы права и гарантии для отдельных категорий граждан, в том числе проживающих на территории радиоактивного загрязнения. Новые шаги в развитии социального законодательства будут сделаны на проходящей сейчас осенней сессии.

— Что вы можете выделить как самое главное в наработках депутатов нынешнего созыва по развитию законодательства сферы конституционных прав граждан?

— Даже в непростых экономических условиях последнего времени государство не сняло с себя ответственности за создание условий для свободного и достойного развития граждан. Неукоснительно соблюдается реализация конституционного принципа народовластия, равенства перед законом всех социальных, национальных и иных общностей, религий и вероисповеданий. Через всю правовую систему обеспечиваются основополагающие права на труд, образование, охрану здоровья, на жилище, социальное обеспечение в старости и т.д., что подтверждает и конкретизирует некоторым образом мой ответ на предыдущий вопрос. Я отметил бы социальную направленность в большинстве своем сформированного законодательства. Тематическая палитра принятых решений широкая. Это вопросы повышения статуса депутатов местных Советов депутатов, укрепления местного управления и самоуправления, совершенствования системы защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, судопроизводства, государственной службы, гражданства, собственности и другие. Особо отмечу Закон “Об обращениях граждан и юридических лиц”. Важно, что сквозной линией сформированной законодательной базы является дебюрократизация управления, экономики и общественной жизни.

— Есть утверждение, что безопасность граждан и безопасность государства порой важнее прав и свобод. Насколько оно верно, на ваш взгляд?

— Оспаривать его трудно, имея в виду, что нет ничего важнее жизни и здоровья людей, их безопасности на улицах, в общественных местах, на транспорте, дома, на работе. Весь современный мир достаточно убедился в этом хотя бы за последнее десятилетие. Печальных примеров можно привести множество. Они нам хорошо известны. Посмотрите, какой хаос на арабской дуге. Сколько стоило властям Великобритании приструнить распоясавшихся экстремистов и пресечь массовые беспорядки. А мерзкие выпады террористов разных мастей, докатившиеся и до нашей мирной, спокойной Беларуси? Активизировались угрозы в информационном пространстве. Дестабилизацию надо пресекать на корню. С этим, полагаю, согласится каждый здравомыслящий человек.

— Но поправки в Закон “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”, принятые на этой сессии, в оппозиционных кругах восприняты негативно.

— Еще до его рассмотрения оппоненты власти подняли шум о якобы предстоящем ущемлении в этом документе прав на проведение массовых мероприятий. Последующие комментарии, в том числе из уст депутатов Палаты представителей, разъяснили, что речь идет не об ущемлении прав, как кое-кто пытается трактовать, а о дополнительных, взвешенных и необходимых мерах, укрепляющих правопорядок и общественную безопасность при проведении законных массовых акций.Правопорядок и законность в нашей стране в определяющей мере обеспечивается именно устойчивостью всей правовой системы, оперативным реагированием на требования времени. Законодательный массив по различным аспектам национальной безопасности за три прошедших года пополнился рядом нормативно-правовых документов, урегулировавших назревшие вопросы военного строительства, обороны, деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничной службы, усиления борьбы с преступностью, коррупцией, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Принятые законодательные акты, как показала жизнь, играют свою положительную роль в укреплении обороноспособности Беларуси и стабильности в обществе.

— Наступил завершающий период деятельности Палаты представителей четвертого созыва. Не позже сентября следующего года состоятся новые парламентские выборы. Депутаты уже, наверное, сосредоточены на подготовке к будущим выборам?

— Мы сосредоточены на работе, на очень важных и ответственных законотворческих задачах, которые решаем вместе с Советом Министров, Советом Республики, Администрацией Президента и другими нашими партнерами по законотворческому процессу. И вместе стремимся обеспечить результат — принятие нужных, полезных обществу, стране и всем людям законов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика