История про липовые награды («Две стороны медали» — «СБ» от 21 мая) получила неожиданное продолжение. Мне звонили фронтовики, отставные генералы, представители ветеранских организаций. Заслуженные люди негодовали. Но слово за слово, и оказалось, что у медали есть еще и третья сторона. Собеседники делились информацией о людях с выдуманными званиями. Не таясь, называли имена. Подумалось о грустном. Фальшивые награды, липовые «офицеры»... Неужели общество начинает привыкать к самозванцам? А ведь порой оторопь берет при наблюдении за их публичной деятельностью. При нашем молчаливом попустительстве.
Смотрю новости: в Москве очередной типа генерал грозно топорщит усы на полицейских. Крик, истерика, наручники... У нас подобные личности скромнее. Пока. И не трогал бы я эту тему (люди–то пожилые), если бы сами не напросились. В гомельский корпункт пришел человек в синей рубахе — не то железнодорожной, не то украинской милицейской, назвался старшим лейтенантом:
— Мы, члены Белорусского союза офицеров, предлагаем ввести в СНГ денежную единицу в противовес доллару и евро. Чтобы поддержать народ. На одной стороне банкнота будут портреты президентов...
Предъявил копию письма, адресованного президентам. И продолжил эмоциональную речь.
— ...Простите, вы старший лейтенант чего? — несколько раз я пытался остановить словесный поток. Но гость упорно рассказывал про воспитание молодежи и свою срочную службу в Киргизской ССР. Потом в ответ на мою настойчивость признался: пожарный инспектор. Бывший. Сказал, что и удостоверение есть. Но не показал.
Про письмо — особо. Суть не в содержании, а в оформлении. Обычное официальное письмо — с исходящим номером, реквизитами некоего фонда. Несколько подписей: полковники, наш герой — «старший лейтенант»... Выше — автограф руководителя фонда: генерал–майор такой–то. Знакомая фамилия. Регалии напечатаны таким образом, что вроде как председатель он еще и целого Белорусского союза офицеров. Тут важно запятые правильно расставить.
Не стану оценивать перспективы предложенного монетарного эксперимента. Но знаю, что БСО не специализируется на подобных прожектах. И председатель там другой. Начинаю расспрашивать визитера. Вперемешку с новыми обстоятельствами его службы выясняется, что к званиям подписантов забыли добавить «в отставке». И с генералом все непросто...
В Гомеле четыре отставных генерала. Вероятность встретить их в форме близка к нулю. Не любят красоваться. Зато лампасы и погоны этого немолодого человека можно часто наблюдать в окружении ветеранов. Заходя к чиновникам, представляется: «Генерал–майор». Иногда ненавязчиво напоминает, с кем из представителей власти на короткой ноге. (Не факт, что упомянутые представители власти об этом знают, но кто ж проверит...) Появляется перед школьниками и пациентами медучреждений, на собраниях и митингах, 8 Марта и в День знаний... Подвох в том, что это «умалатовский» генерал. Но активный и пробивной, как три настоящих.
Помнится, в 90–е годы прошлого века предводитель самопровозглашенного Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Сажи Умалатова активно выдавала звания и награды. Перепало и нашим землякам.
Примечательно: этот «генерал» успешно возглавляет районную первичку БСО. Как так? Председатель областной организации Валерий Шевелев теперь–то все знает. А 4 года назад, когда только был избран, не подозревал подвоха:
— Посылали в Минск какие–то документы на него, написал: «генерал–майор». А из Минобороны пришла поправка: нет такого генерала, есть полковник. Я тогда и узнал...
Убедить бывшего полковника снять генеральскую форму не удается. Говорили ему не раз — бесполезно. Нравится человеку быть генералом! А еще нравится называть себя «почетным председателем» областной организации БСО, академиком «Международной академии духовного единства между народами»...
Конечно, я звонил «генералу». Спросил, как относиться к его званию. Он не скрывает: присвоила Умалатова. Форму не дали, пришлось занять. Он вроде неплохой человек, полезным делом занимается...
В подшефной школе, узнав о проделках старого знакомого, расстроились. Еще пуще огорчились, прослышав, что кто–то носит отцовские и умалатовские ордена, кто–то вообще не является офицером, хотя надевает погоны:
— И как теперь жить? Документы спрашивать? А вдруг он настоящий и награды заслуженные — что подумает?..
В этом и проблема. «Безобидные» самозванцы вредят фронтовикам и офицерам. Девальвируют их заслуженные звания и награды... Про «казачьих генералов» и говорить не хочу. Самолично видел и двух–, трехзвездных. Даже неудобно спрашивать, какими вы, мол, ребята, округами и флотами командовали, что нацепили столь важные погоны?..
Впрочем, у этого явления есть и другое измерение. Вот цитата из Административного кодекса: «Ношение установленной формы одежды лицом, не имеющим на это права... влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения».