21 декабря после "Панорамы" канал "Беларусь 1" покажет полуфинал "ЕвроФеста" - национального отборочного тура к конкурсу "Евровидение". На сцену выйдут 15 исполнителей: Гюнешь, Герман, Аура, Uzari, Анастасия Винникова, Анна Благова, Алена Ланская, Виктория Алешко, дуэт Александры Гайдук и Натальи Балдиной, Ян Женчак и группа Outerplain, группы "Экивоки", Thriller, Litesound, Nuteki и The Champions. Из них телезрители вместе с профессиональным жюри выберут 5 певцов, которые будут бороться уже в финале "ЕвроФеста" за право представить страну на "Евровидении-2012" в Баку.
Какова гарантия, что выборы будут прозрачными, а схема голосования удачной для того, чтобы вычислить самого достойного претендента? Определенные сомнения уже начали будоражить общество после оглашения списка 15 полуфиналистов. Некоторые артисты не скрывают обиды из-за того, что не попали в этот "лонг-лист". Однако Александр Тиханович советует им не расстраиваться: немного настойчивости - и удача обязательно придет. С руководителем и главой жюри "ЕвроФеста" накануне полуфинала проекта мы еще раз проанализировали все "за" и "против" механизма отбора лучшего из лучших.
- Александр Григорьевич, по вашим же словам, Гюнешь на отборе 15 нарушила правила "ЕвроФеста", выступив с бэк-вокалом в записи, а не вживую. И тем не менее попала в полуфинал. Почему одним можно нарушать правила, а другим нет?
- Гюнешь мы указали на недочет. Она обещала его устранить. Мы подходим к каждому участнику "ЕвроФеста" с пониманием, судим по качеству, а не пытаемся кого-то "вытурить" по формальным зацепкам.
- Как вам шансы Гюнешь в случае, если она поедет в Баку? Она азербайджанка, ее композиция And Morning Will Come написана азербайджанским композитором - это преимущества?
- Если бы Гюнешь представляла Азербайджан, можно было бы рассуждать о значении названных вами факторов. Но она живет в Беларуси, и в случае, если, победив в проекте "ЕвроФест", поедет на "Евровидение", то ее удача или поражение будет определяться не тем, кто написал песню, а многими другими факторами, учитывая еще и непредсказуемость конкурса.
- На голоса каких стран мы можем рассчитывать?
- Как правило, белорусам высокие оценки ставят Россия, Украина, Сербия, Молдова, Израиль, Грузия, Мальта, Македония.
- Ребята из группы "Дрозды" не попали в число полуфиналистов и в интернете изложили свою версию: дескать, члены жюри проталкивали своих. Леонид Ширин и Юрий Ващук лоббировали Анастасию Винникову, Евгений Олейник - Ауру. Как вы относитесь к таким разговорам?
- Профессиональное жюри выбирало произведения, которые могли бы представить страну на "Евровидении". "Дрозды" предложили композицию не в формате конкурса. Поэтому члены жюри не проголосовали за ее участие.
- А голосовали тайно?
- Открыто, поднятием рук. Но выскажу личное мнение. Творчество Виталия Карпанова, лидера "Дроздов", мне симпатично, и если у него есть желание поучаствовать в следующем году в "ЕвроФесте", мы его ждем. Ведь "Евровидение" не заканчивается в 2012 году.
- Ваш бы оптимизм да тем артистам, которые сейчас не попали в обойму! Вот Ирина Дорофеева тоже не согласна с оценкой ее номера.
- Так проголосовало жюри. И ничего не поделаешь. На "ЕвроФесте" все участники для нас - конкурсанты. И звания здесь, как и любые другие заслуги в прошлом, не имеют значения. То, что песню Дорофеева исполнила блестяще, - это одно: мы все знаем, что Ирина - прекрасная певица, артистка. Но другое дело, что формат "Евровидения" требует иного стиля.
- Вообще, споры были во время голосования?
- Единогласно решения принимались редко. Много дискутировали. Голосования по каждому претенденту шли тяжело. Но находили консенсус. Отбрасывали личные взгляды и ставили во главу всего музыкальные композиции и профессионализм участников, которые их исполняют.
- Тем не менее стоило ли еще раз "выпускать" в одну и ту же реку Винникову?
- Еще раз акцентирую внимание: все прошлые выступления артистов мы не учитывали. Речь шла только о песне, с которой исполнитель пришел на "ЕвроФест". В данном случае песня Винниковой оказалась более форматной для конкурса, чем у других.
- А где гарантия, что форматная песня сулит победу? Вспомните, как горячие финские парни из группы "Лорди" нарушили все традиции и победили.
- "Евровидение" - это лотерея. В этом году представителя страны выбирают профессиональное жюри и телезрители. Будет возможность сравнить оценки с обеих сторон и сделать взвешенный выбор.
- Каков механизм голосования на "ЕвроФесте"?
- Такой же, как и на "Евровидении", - суммирование баллов, выставленных зрителями и жюри.
- Проект СТВ "Залатая калекцыя беларускай песнi" показал, что все наши артисты прекрасно поют на белорусском языке. Но почему нет ни одной белорусскоязычной композиции в полуфинале "ЕвроФеста"?
- Среди более чем 100 претендентов были те, кто пел и по-белорусски, и на нескольких языках. Но критерий отбора - формат композиции, она должна быть модной. И я советую всем, кто хочет попасть на "Евровидение", внимательно изучить репертуар победителей прошлых лет - в ютюбе это легко сделать. Тогда станет понятно, что побеждает не язык, а колорит, который может состоять из разных элементов: мелодии, интересной хореографии и т.д. Помните, как было с Колдуном: и песня, и исполнитель, и постановка номера - все получилось отлично. А главное, нам тогда улыбнулась удача.
- Европейский вещательный союз признал "ЕвроФест" одним из лучших отборочных конкурсов перед "Евровидением". Если технологию определения лучшего певца страны мы выбрали правильную, то что не дает выиграть?
- Это наше изобретение - "ЕвроФест", он родился на основании анализа и сравнения нацотборов в других странах. ЕВС не регламентирует, как выбирать песню и исполнителя на "Евровидение". Можно назначить песню, а можно сделать шоу и выбрать демократично. Наш проект дает возможность исполнителю в своей стране ощутить себя на сцене мини-"Евровидения". Это первоначальная тренировка. Потом будет проще в "большой игре". Кроме того, "ЕвроФест" позволяет композиторам и исполнителям рекламировать себя. Ведь почти все песни, которые звучат на нашем проекте, попадают в плей-листы FM-станций. Так что результат от нацотбора мы получаем уже в процессе, независимо от того, кто едет на главную европейскую сцену.
- Как считаете, тур по Европе перед конкурсом в Баку нашему артисту стоит организовывать?
- Можно делать, а можно обойтись и без него. Это необязательное условие успеха. Но у "Евровидения" есть своя драматургия. Промоушн - один из важных этапов в раскрутке артиста. В любом случае важно, чтобы узнали о нашей песне, исполнителе, стране всюду, где только можно.
- Почему мы берем первые места на детском "Евровидении", но никак не дается нам взрослое?
- Я сам задаюсь этим вопросом. Значит, мы не все учитываем.
- А почему тогда наши проигрыши так болезненно воспринимаются в обществе, хотя в прошлый раз, кажется, хуже нас выступила Англия.
- Я вообще не считаю, что мы когда-либо плохо выступали.
- Но баллы говорят сами за себя.
- Это конкурс. Возможно, если бы у учредителей "Евровидения" Англии, Франции, Германии, Испании не было закрепленных мест на конкурсе и они проходили бы отбор через полуфинал, как и остальные страны, то еще вопрос: смогли ли бы их артисты обойти наших? Эксперты давно подметили: страны Восточной Европы оживили "Евровидение", привнесли в него профессионализм. И рано или поздно Беларусь покажет класс. А то, что наш земляк Рыбак выиграл конкурс с песней "Сказка", говорит о том, что победа или проигрыш - это вопрос того, улыбнется ли в этот раз удача. В хоккей, футбол играют, проигрывают и выигрывают. То же самое на конкурсах песни: есть победители и побежденные. Но чтобы победа была за нами, надо не обижаться ни на кого, а кропотливо работать.