В дни празднования Рождества и Нового года в Беларуси активизируется благотворительность. Между тем эксперты подчеркивают, что в стране существуют значительные законодательные препятствия для развития благотворительности, а сама она ситуативна.
Александр Лукашенко на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ 23 декабря призвал всех в преддверии Нового года совершать добрые дела.
Он отметил, что многие состоятельные люди откликнулись на его просьбу помочь нуждающимся в поддержке и добавил, что под Новый Год он «наверное, на пару миллионов долларов в страну [привез подарков] для детишек благодаря своим друзьям россиянам... А еще дальше посмотреть — в Эмираты, Катары и прочее...».
Это признание Лукашенко, возможно, частично объясняет причину и материальные источники небывалой активности чиновников во время нынешней акции «Наши дети».
Она проходит семнадцатый раз во всех регионах Беларуси в соответствии с национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав. Акция, проходящая с 12 декабря 2011 года по 12 января 2012 года, направлена на оказание помощи и поддержки детям, которые оказались в сложной жизненной ситуации и нуждаются в особом внимании государства и общества.
В прошлые годы чиновники хоть и ездили в канун новогодних праздников в детские дома, но были не столь щедры, как теперь, да и кампания не так освещалась СМИ.
Теперь же чуть ли не ежедневно выпуски новостей начинались с темы благотворительности. Сообщалось, например, что глава Администрации президента Владимир Макей посетил в рамках акции неврологическое отделение 3-й городской детской клинической больницы Минска, а председатель Мингорисполкома Николай Ладутько посетил столичную семью, пострадавшую от взрыва в метро, и вручил новогодний подарок от имени президента.
Сам Лукашенко вместе с младшим сыном Николаем побывал в больнице в Острошицком Городке, куда привез в подарок библиотеку и стеллажи. Съездил в Жодинский детский дом, где в качестве новогоднего презента дети получили оборудование для тренажерного зала и сладости. Навестил воспитанников Радошковичской школы-интерната, которым привез спортивный инвентарь.
После посещения детского дома во время разговора с чиновниками прозвучала фраза президента, что благодаря его друзьям в регионы ушло около пяти тысяч подарков.
С одной стороны, можно только приветствовать благотворительную активность главы государства. С другой — возникает вопрос о прозрачности упомянутой помощи. Кто эти друзья, готовые вот так раскошелиться на «пару миллионов долларов»? И на каких условиях? В ходе поездки президента прозвучало лишь одно имя — владельца компании «РуссНефть» Михаила Гуцериева. Он, по словам Лукашенко, помог поздравить с Новым годом детей из Жодинского детского дома.
И потом, конфеты — это, конечно, хорошо, но благотворительность богатых друзей высокого белорусского начальства, увы, не распространяется на решение ряда острых проблем, которые касаются, например, лечения детей.
Так, существует проблема недофинансирования сферы здравоохранения. В результате даже при наличии высококвалифицированных медицинских кадров в Беларуси могут оказывать не все виды высокотехнической медпомощи. При этом случаи направления детей и взрослых для лечения за границу единичны, а помощь нужна очень многим.
В то же время международный благотворительный фонд «Шанс» с 2008 года собрал более 1,2 млн. долларов, которые были потрачены на медицинскую помощь для 168 детей. Речь идет о приобретении жизненно необходимого оборудования, о диагностике и лечении в Армении, Германии, Израиле, Литве, России, Украине, Франции, Чехии, Швеции.
За эти три года помощь детям оказали более 25 тысяч человек, которые собрали более 784 тысяч долларов в эквиваленте. Также оказали спонсорскую помощь более чем на полмиллиона долларов 593 юридических лица.
Вместе с тем люди, занимающиеся в Беларуси благотворительностью, отмечают бюрократические препоны и законодательные преграды.
Например, в июле прошлого года представители посольства США и международной общественной благотворительной организации «Надежда-экспресс» передали Республиканскому научно-практическому центру детской онкологии и гематологии гуманитарную помощь на миллион долларов (медпрепараты и расходные материалы для отделения интенсивной терапии). В интервью журналистам директор «Надежды-экспресс» профессор Михаил Соболь признался, что оформление прибывающей в страну гуманитарной помощи проходит непросто.
«Могу сказать, что на этот груз я передал в Минздрав где-то 460 страниц сопроводительных документов. К нашим гуманитарным грузам абсолютно такое же отношение, как и к любой коммерческой поставке медикаментов — тот же набор документов, те же обязательства и прочее», — поведал профессор.
Согласно белорусскому законодательству при получении организацией из-за границы помощи в виде товаров и (или) денежных средств всегда требуется регистрация в Департаменте по гуманитарной деятельности при президенте Республики Беларусь. Если регистрация не произведена, то за использование помощи грозит крупный штраф.
Ныне спонсорство рассматривается в Беларуси как акт дарения. Спонсор не имеет никаких налоговых льгот. На спонсорскую помощь, согласно указу президента, необходимо составление договора. Договор должен быть утвержден либо вышестоящей инстанцией, либо собранием акционеров.
При таком подходе государства к благотворительности Беларусь в мировом рейтинге благотворительности за 2011 год, составленном британским благотворительным фондом Charities Aid Foundation (CAF) на основе данных всемирного опроса компании Gallup (Gallup's WorldView poll), заняла 87-е место из 153. По сравнению с 2010 годом страна поднялась на 19 позиций.
Место страны в рейтинге зависит от среднего значения по трем показателям: пожертвование средств в благотворительные организации, работа в качестве волонтера и оказание помощи нуждающимся. Так, волонтерской работой занимаются 35% опрошенных белорусов, еще 36% оказывают помощь нуждающимся.
Несмотря на явный прогресс, нельзя сказать, что белорусы активны в благотворительности, особенно в непраздничные дни. Благотворительность имеет сезонность.
Философ и общественный деятель Владимир Мацкевич подчеркивает, что благотворительность — это проявление «благой воли свободного человека». По мнению собеседника, если в стране созданы такие условия, при которых свободное волеизъявление становится невозможным, то и благотворительность становится симулятивной.
«В стране, где нет свободы, не может быть и нормальной благотворительности, — убежден Мацкевич. — Симуляция благотворительности компенсирует те или иные недостатки здравоохранения или других социальных институтов. Например, нельзя называть благотворительностью отправку за государственный счет в оздоровительные лагеря или на лечение за границу. Это элемент социальной политики государства».
Эксперт выразил сожаление, что в Беларуси с середины 90-х годов была ликвидирована самостоятельность и свобода благотворительных фондов, а вся система гуманитарной помощи — огосударствлена. Разрешительно-запретительный принцип, работающий в сфере гуманитарной помощи, «в силу своей недемократичности создает помехи в этой сфере, но не уберегает от мошенничества», отметил Мацкевич.
Собеседник считает, что в результате в Беларуси пришли к тому, что «благое деяние может быть сделано не то что по разрешению властей, а даже по их указанию». Между тем, добавил общественный деятель, условием наличия в стране благотворительной активности и залогом желания проявлять добрые чувства по отношению к другим людям «являются демократия и свобода».
В целом белорусы — такие же люди, как все другие, им свойственны эмпатия, желание помогать ближнему. Но эти качества проявлялись бы сильнее, считает Мацкевич, если бы в этой сфере, как и в стране вообще, было бы больше свободы.