Статистика за прошлый год: более 3 тысяч 800 преступлений совершили несовершеннолетние. Малолетние воры, насильники и, что самое страшное, убийцы. Печальная реальность: вчерашний ученик может уже завтра "загреметь" на скамью подсудимых. Что дальше? Возвращение к нормальной жизни после нескольких лет колонии? Не всегда этот путь так прям. Но кого винить в том, что ребенок встал не на ту дорожку?
Частенько крайними остаются учителя школы. Как только кривая статистики по подростковым преступлениям взмывает вверх - бросают камешек в огород педагогов. Недоглядели. Не смогли объяснить, что хорошо, а что плохо. Но благодарное ли дело - журить за проступки 14 - 15-летних акселератов? Что скрывать, и к нынешним пяти-, шестиклашкам не каждый учитель найдет грамотный подход. Объяснять, что воровать и драться плохо, с помощью лекториев? На таких встречах малолетние хулиганы позевывают и со скукой смотрят в потолок. Читать нотации и приглашать на встречу инспектора по делам несовершеннолетних? Половину сказанного наверняка пропустят мимо ушей. Даже экскурсии в воспитательные колонии воспринимают как забавное приключение. Вся эта работа больше напоминает сражение с ветряными мельницами. Но что тогда делать?
Необходимо менять подходы к воспитанию и обучению молодежи, считают в Минском городском институте развития образования. Уже много лет его проректор по методической работе доцент Михаил Паздников изучает инновационные методы работы с подростками и делится с педагогами. Скажем, учителям минской средней школы № 23 предложили эксперимент - поучаствовать в проблемно-деловых играх, чтобы научиться распознавать, кто из учеников находится в так называемой группе риска и если не сегодня, то завтра может напортачить. Кто в коллективе асоциальный лидер? Такой ребенок обычно очень активен, и, если его энергию не направить в нужное русло, - жди беды. Кто отверженный? Такие обычно тихонько сидят за последними партами, сверстники так и норовят их побольнее уколоть, именно в их адрес сплошным потоком льются насмешки и злобные шуточки. Если пустить дело на самотек - отверженный окончательно замкнется в себе, ненароком свяжется с дурной компанией, а там и до преступления недалеко. Нюансов много, и именно игра помогает взрослым более детально разобраться в детской душе.
Казалось бы, принцип прост. Учителя объединяются в группы по 8 - 9 человек. Каждый берет на себя роль - социального педагога, психолога, мамы. А дальше - импровизация. В команде проигрываются ситуации, которые могут случиться с любым учителем в любой из школ. Буквально на пальцах коллеги объясняют друг другу, о чем говорить с проблемным учеником, кого можно позвать на помощь, как заставить ребенка прислушаться к голосу разума.
На что стоит обратить внимание в работе с трудными детьми первым делом? На это, считают специалисты, ответит нехитрая схема под условным названием "Две "Н", две "П". Это пирамида, у основания которой две составляющие - недисциплинированность и неуспеваемость. Так вот. С самого начала хороший учитель должен понять: лепить ребенку в дневник "двойки" да "тройки" лишь потому, что тот вертится за партой, словно волчок, и не может сконцентрироваться, - не выход. Это лишь пополнит его фамилией список отстающих. А дальше - худший вариант: две "П". То есть правонарушение и преступление. Как избежать верхушки пирамиды? Вывод напрашивается сам собой: нужно найти особый подход к каждому!
В эксперименте методика, предложенная специалистами Минского городского института развития образования, учителям пришлась по вкусу. Было бы неплохо практиковать такие игры и в других школах. Глядишь, новые способы профилактики правонарушений вытеснили бы старые формы, проку от которых с каждым годом все меньше. А учителя смогли бы профессионально, мудро и взвешенно общаться с трудными детьми. Их, кстати, говорят педагоги из 23-й школы, не бывает. Бывают дети, с которыми трудно. Но это не повод опускать руки.