В последние годы в Беларуси численность молодого пополнения армии существенно снизилась. Несмотря на закрепленную в Конституции воинскую обязанность, тащить в сапоги всех мужчин призывного возраста уже нет необходимости — в таком количестве штыков белорусская армия сегодня не нуждается. Однако тем, кто в армию идти по каким-либо причинам не хочет, но кого все же ждут в военкомате, от этого не легче. И если законными способами уйти от выполнения конституционной обязанности не получается, прибегают к способам незаконным. Сотрудников военкоматов и медиков по-прежнему ловят на оказании платных услуг по уклонению от службы. Будь в Беларуси альтернативная гражданская служба, проблема коррупции значительно смягчилась бы.
Закосить от армии стоит полторы-две тысячи долларов
Взятки за решение вопроса со срочной службой в армии варьируются в пределах 1,5-2 тыс. долларов, сообщил начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции МВД Беларуси Эдуард Никитин.
За последнее время в Брестской, Витебской, Могилевской областях и Минске выявлено более 20 преступлений, связанных с получением взяток за освобождение от призыва на срочную службу. Технология преступлений, по словам Никитина, такая — сотрудники комиссариатов и медики вступают в сговор, посредники подыскивают для них призывников: «Это преступный сговор сотрудников военных комиссариатов, медицинских работников и посредников, подыскивающих клиентуру, которая желает незаконным образом уйти от святой воинской обязанности».
По словам Никитина, основными участниками схемы являются лица, которые оканчивают учебные заведения либо отчислены по различным основаниям. Это и понятно: люди заканчивают вузы, часто имеют предложения работы, которую нашли сами или получили по распределению. А здесь надо, что называется, всё бросить и надеть сапоги.
На сегодняшний день ежегодный медицинский осмотр для получивших отсрочку от армии в связи с различными заболеваниями (а это 30-35% призывников от общего количества) — дело добровольное. «Естественно, что его никто не проходит, а когда приходит время идти служить в армию, сразу у призывников обнаруживаются десятки болезней с фиктивными заключениями», — отметил Эдуард Никитин.
МВД планирует обратиться в Министерство здравоохранения с предложением обязать призывников, которым предоставлена отсрочка, проходить ежегодный диспансерный медицинский учет для того, чтобы отслеживать развитие болезней на протяжении всего периода отсрочки.
«По нашему мнению, такие меры должны сократить количество попыток откосить с помощью липовой справки от врача», — резюмировал Эдуард Никитин.
Нет выбора формы прохождения службы — есть коррупция
Безусловно, нельзя исключить вероятность того, что не желающие служить в армии будут пытаться решить свою проблему с помощью взятки. Такое явление было и будет, во всяком случае, пока армия в Беларуси не станет полностью профессиональной.
Вместе с тем, как считает председатель правления Центра правовой трансформации Елена Тонкачева, проблема взяточничества при призыве в армию во многом связана с отсутствием в Беларуси выбора формы прохождения службы.
«Мы на протяжении многих лет утверждаем, что альтернативная служба создает нормальные условия для выбора способа отдать гражданский долг. Человек не должен врать и пытаться рисовать липовые справки. У него должна быть возможность выбора формы прохождения службы в армии», — отметила Елена Тонкачева в комментарии для Naviny.by.
Будь в Беларуси законодательно оформленная альтернативная служба, не исключено, что коррупционных прецедентов было бы меньше. А сама альтернативная служба работала бы на пользу обществу.
При существующей у государства нехватке средств на социальную сферу, дефиците младшего медицинского персонала в домах престарелых, больницах, хосписах можно было бы рассмотреть призывников, проходящих альтернативную службу, в качестве ресурса пополнения штатов этих организаций. Именно «альтернативщиками» можно было бы закрывать многие малооплачиваемые ставки в соцслужбе.
Отметим, в 2004 году законопроект «Об альтернативной службе» вносили в Палату представителей. Проект закона предполагал, что если убеждения или вероисповедание гражданина не позволяют ему держать в руках оружие, государство должно обеспечить право на альтернативную службу. Однако тот вариант документа был отклонен. В начале 2010 года под давлением гражданского общества президент поручил подготовить новый вариант законопроекта. Для его разработки при Министерстве труда и соцзащиты была создана правительственная комиссия.
Как отметила Елена Тонкачева, законопроект должны были вынести на обсуждение в парламент еще осенью, однако этого не случилось. Известно, что в мае проблему альтернативной службы планируется обсудить на Совете по вопросам правовой и судебной деятельности при президенте.
Кампания «За альтернативную службу в Беларуси» обращалась в Минтруда относительно судьбы законопроекта об альтернативной гражданской службе и 13 февраля получила ответ. Суть его в том, что «планом подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденным Указом Президентом Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21, подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» не предусмотрена».
Вместе с тем, говорится в ответе, во исполнение распоряжения премьер-министра «осуществляется предварительная внутренняя работа» над проектом закона «Об альтернативной службе» всеми заинтересованными государственными органами, где «изучаются и прорабатываются концептуальные вопросы, связанные с заменой воинской службы на альтернативную службу, с тем, чтобы в дальнейшем это могло стать основой законопроекта».
Между тем, считает Елена Тонкачева, крайне важно общественное обсуждение законопроекта об альтернативной гражданской службе, ведь это не только вопрос отношений армии и призывников, это и вопрос отношения граждан к своим правам и обязанностям: «Это важно — обсуждать проблемы служения обществу. Ведь молодым людям в случае прохождения альтернативной службы придется работать с инвалидами, детьми, стариками».
Закрытость разработки законопроекта свидетельствует «о непринятии разработчиками философии института альтернативной гражданской службы», считает Елена Тонкачева. По ее мнению, ожидать, что в такой ситуации будет разработана качественная модель альтернативной службы, отвечающая современным потребностям общества, не приходится.
«Государственные органы не демонстрируют должного понимания формирования общественного мнения и доверия к разрабатываемым законопроектам. Меж тем это одна из составляющих стабильности, качества законодательства, а также его исполнения в будущем», — подчеркнула Тонкачева.