Навык творчества: 10 рецептов креативности
13.03.2012 18:02
—
Новости Общества
|
Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом "творческом складе ума" – это только миф, уверяет в своей статье в The Wall Street Journal Джона Лерер, американский научный журналист. Статья представляет собой переработанные отрывки из его новой книги "Представь себе: как устроена креативность". "Креативность – не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Креативность – это умение. Любой человек может научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение", – уверяет автор, опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых. Вот "10 рецептов креативности на скорую руку", как именует их Лерер: 1. Перекрасьте стены. В 2009 году ученые путем эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали вдвое больше "задачек на смекалку", чем в другой обстановке. "Голубой цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе", – поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной комнате, поскольку красный цвет повышает бдительность и внимание. 2. "Клюйте носом". Вот данные исследования, опубликованного в феврале: "совы", которых заставляли решать головоломки рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное для себя время суток. 3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны. 4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые, которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше справились с тестами на дивергентное мышление – например, с заданием придумать способы использования автопокрышки. 5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (на 20%). 6. "Пусть мысли унесут вас в далекие края". Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача сочинена в Греции или Калифорнии, они справляются с ней намного лучше, чем в случае, если им сообщить, что задание придумали прямо здесь в лаборатории. 7. Правильно выбирайте выражения. "Один из способов улучшить способность решать задачи - излагать их условия другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями – например, "перемещаться" вместо "ехать" – может значительно повысить количество решенных задач", – говорится в статье. 8. Не работайте в комнатах-клетушках. Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять квадратных футов, а снаружи нее. "Возможно, на мышление подсознательно действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the box ("нестандартное мышление", дословно "мышление за пределами ящика". – Прим. ред.). 9. Посмотрите мир. Ученый Адам Галинский заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо чаще справляются с классической задачей на смекалку. 10. Переезжайте в мегаполис. "Физики из Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше изобретений", – говорится в статье. Лерер также приводит пример практической задачи, которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера – клеем чрезвычайно слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все недоумевали. Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет многоразовой закладкой! "В итоге это откровение под куполом церкви породило один из самых популярных офисных канцтоваров – липкую бумагу для заметок", – поясняет автор. Современные ученые также выяснили, какие отделы мозга срабатывают при решении задач на смекалку: "за несколько секунд до озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной доли", заведующая объединением мало связанной между собой информации. Как упоминалось выше, ученые выявили, что некоторые факторы повышают частоту озарений: "люди более восприимчивы к ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга". Что же это за факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь (согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался вычислениями, сидя в стрип-клубе. "Креативность – полезный осадок от времени, потраченного впустую", – говорил Эйнштейн. Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью, когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного. "Все великие художники и мыслители – великие труженики", – писал Ницше. Но как установить, какой тип креативности требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить проблему – кружка пива или бессонная ночь в офисе? Лерер уверен, что человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип творческой работы. Также важно помнить: креативность нуждается в сырье. "Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой вы соприкасаетесь", – советует автор. Он ссылается на Стива Джобса: "креативность – это лишь умение скомбинировать разные вещи". С этим граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению – "умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые мысли, не бояться потерпеть неудачу". Источник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом "творческом складе ума" – это только миф, уверяет в своей статье в The Wall Street Journal...
|
|