Продолжить обсуждение вопроса «Искать ли рубль в краю далеком?», затеянное нашими спорщиками, мы попросили других людей. Вот их мнения:
Виталий Киреев, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома:
— Человеку свойственно самому думать, как заработать. Не думают только тунеядцы и лентяи. Я и сам в студенческие годы подрабатывал в стройотрядах, а друзья ездили на шабашку в колхозы. Но тогда даже шабашка была официальной, с заключением договоров. Мое мнение: и сегодня можно поехать поработать за границей, но только если даются социальные гарантии. Конечно, если хочешь — рискуй и без оформления трудовых отношений. Но лучше этого не делать — всегда надежнее иметь официальные доходы, тем более при желании можно найти работу по контракту и за рубежом.
Аура, певица:
— Сейчас, когда у меня уже есть ребенок, я намерена работать на благо своей страны, никуда не планирую уезжать. Хотя раньше дважды ездила на заработки за рубеж. Выступала в отеле...
Алексей Хлестов, певец:
— С 1996 по 2003 год я выступал в клубах Бахрейна — по всей стране. Пел все, какие знал, мировые хиты. У нас тогда в экономике трудные времена были, поэтому пришлось зарабатывать на жизнь таким образом. И заработал! Сейчас на такие «гастроли» не решусь. Конечно, все мы люди — кажется, что финансов не хватает, но я уже привык обходиться тем, что имею. Да и, скромно говоря, сегодня я артист востребованный. Может, только по бывшему Союзу прокатился бы с концертами.
Михаил Байда, председатель Ассоциации фермеров Гомельской области:
— Я–то всегда находил себе применение на родине. Но, возможно, кому–то съездить и стоит — деньги никогда не помешают. Только делать это надо с умом. Сейчас же хватает историй, как человек поехал на заработки — и лишился здоровья, имущества, а то и жизни. Или попал в рабство. Сотни людей через телевидение и газеты ищут родных, пропавших таким образом. При этом многие упорно отказываются верить, что подобное может случиться и с ними.
Геннадий Олещук, тяжелоатлет, призер Олимпийских игр:
— Когда карьера была на пике — мог уехать. Наверное, получил бы лучшую поддержку, возможно, большего добился бы в спорте. Но с другой стороны, в Беларуси я родился, учился, стал спортсменом. Ни о чем не жалею еще и потому, что, оставшись здесь, я обзавелся замечательной семьей. Сейчас у меня жена и двое детей, которых я очень люблю. И кто знает, как бы все сложилось за границей?
Владимир Карягин, председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»:
— Почему если ехать, то обязательно за длинным рублем? Нормальная это практика, во всем мире так: не работа ищет человека, а человек работу. И валюту он привозит в свою страну. Плохо, конечно, когда много людей уезжает, и очень плохо, когда уезжают самые талантливые люди, высококвалифицированные кадры. Вот кого надо в первую очередь закреплять, удерживать повышением зарплаты. Поскольку на них спрос высок везде. А подготовить нового специалиста потребует гораздо больше средств и времени.