Это был обычный отклик на один из моих материалов криминальной тематики. Речь в публикации шла о парне, которого его родная тетушка попросила повлиять на сожителя — пьяницу и буяна. Мужика за домашние хмельные дебоши штрафовали, спроваживали на «сутки», несколько раз лечили в ЛТП. Но ничего не помогало. Племянник сожительницы избрал средством воздействия на великовозрастного скандалиста... мордобой. И «воспитывал» хулигана столь рьяно, что в конце концов забил до смерти. Читатель был очень недоволен тем, что заместитель председателя Минского областного суда Геннадий Федорович Клещенок в комментарии к материалу сделал акцент на недопустимость самосуда. По мнению автора письма, в случившемся виноваты исключительно милиционеры. Мол, они и только они должны были принять меры, дабы утихомирить буйного алкоголика и не довести дело до самосуда.
Письмо заставило задуматься. Потому что обвинение, высказанное принципиальным читателем, в общем–то в чем–то типичное. Ведь у нас как? Чуть что где случилось криминальное, все шишки сразу валятся на людей в погонах. Недосмотрели, прозевали, упустили. Только самогонщиков ловят да бабок с цветами гоняют. И т.д. и т.п. Я, конечно же, не стану утверждать, что абсолютно все стражи порядка непогрешимы, как апостол Варфоломей. И чисты, будто слеза ребенка. Это будет необъективно и отчасти глупо. Только мыслю: все же не надо катить на них одни лишь бочки. Да и подумайте сами: в состоянии ли, к примеру, участковый самостоятельно уследить за сотнями и тысячами людей, проживающих на подведомственной ему территории. Он что, всевидящ, всеслышащ и всеведущ?
Мой друг Семен, наш бывший соотечественник, живущий в США уже два десятилетия, поведал во время одной из наших встреч показательную вещь. Она, на мой взгляд, очень хорошо характеризует отношение тамошних граждан к всякого рода нарушителям. Если янки видит, что кто–то превышает скорость или, хуже того, нагло пересекает сплошную, тут же звонит в полицию. А вдруг за рулем пьяный или псих? Можете припомнить, когда лично вы или кто–то из ваших знакомых поступил так же? Если припомните, то такого товарища смело можно отнести к уникумам типа кистеперой рыбы латимерии или комодского варана. Обычно в таких случаях наши граждане предпочитают руководствоваться известной пословицей о хате с краю. Но если бы все ограничивалось равнодушием только к лихачам на шоссе...
В прошлом году «СБ» писала о рецидивисте из Воложинского района («Два Ивана», «СБ», 17.05.2011). Пьяница, скандалист, хулиган. Односельчане прекрасно знали о его уголовных выходках. Но в милицию не обратился никто... Закончилось все изнасилованием, покушением на убийство и, наконец, зверским убийством, которые одно за другим совершил этот, с позволения сказать, человек. Тогда полетело много милицейских погон, и это, безусловно, было правильно. Но ни один из тех, на глазах кого творились бесчинства, похоже, не испытал даже угрызений совести.
Подобные истории, увы, не единичны. В одной из деревень в Минском районе дочь убила собственную мать. Все в округе знали, что она отбирает у нее пенсию, практически не кормит, рукоприкладствует. Знали, но молчали. Аналогичный дикий случай произошел в Вилейском районе. Там пьяница и дебошир измывался над матерью и малолетним сыном. В итоге бабушка и внук погибли. И в этом случае, пока не грянул уголовный гром, стояла умиротворенная тишина.
Я это к чему? Может, во многих тяжких преступлениях, да что там в тяжких, даже в том, что сосед избил свою жену, а пацан из соседнего подъезда стал колоться, есть некая доля и нашей вины? Наверное, все–таки в отличие от автора письма в редакцию не следует списывать весь криминальный негатив только на недочеты и промахи людей в форменных фуражках. Просто им надо больше помогать в их отнюдь не простом деле защиты нашего покоя, а зачастую и жизни. Ведь как ни крути, что ни говори, а случись беда, мы, не задумываясь, набираем 102 и надеемся только на них. На их ответственность и профессионализм.