Неожиданная проблема: около 900 работников открытого акционерного общества «Гродно Азот» могут лишиться некоторых льгот за вредные или опасные условия труда. На этот счет есть инструкция Министерства труда и социальной защиты.
Азотовцы только и рассуждают о предстоящих переменах, которые намечено ввести с 1 августа. С волнением люди об этом говорят между собой и на собраниях в коллективе. На одном из них, где присутствовал профсоюзный актив предприятия, я побывал.
Беспокойство понятное. Есть что терять. В некоторых цехах предприятия, где работают более 10 тысяч человек, условия труда действительно вредны. Поэтому здесь давно введена система солидных компенсаций — от бесплатного лечебно–профилактического питания до выхода на пенсию на 10 лет ранее установленного срока. Но этих бонусов, оказывается, можно запросто лишиться. А все потому, что после проведения по новым правилам аттестации рабочих мест количество «вредных» специальностей на предприятии резко уменьшилось.
Слесарь–ремонтник одного из цехов Константин Жук в недоумении. Он, как и его коллеги, до сих пор так и не может понять, почему вдруг улетучилась «вредность», ведь ничего в технологии производства не поменялось. Так откуда же взяться улучшениям условий труда?
Я искренне понимаю слесаря с солидным стажем. Как и еще 9 сотен азотовских рабочих, оказавшихся в таком же незавидном положении. Они не только могут утратить денежные доплаты, талоны на питание, но и потеряют при этом еще 7 дней дополнительного отпуска. Крайне запутанной станет и ситуация с выходом на пенсию. Чтобы мужчине отправиться на заслуженный отдых в 50 лет, надо отработать на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда более 10 лет. Но коль по новым правилам ты уже не относишься к категории льготников, то об этом бонусе теперь можно забыть. При том, что место и условия работы остались прежними.
Разве это справедливо?
Некоторым азотовцам не повезло еще и по другой причине. К примеру, специальность «Оператор котельной» почему–то не включена в специальный льготный список, который утверждается на республиканском уровне. Хотя сам факт сложных условий труда при аттестации этого рабочего места там установлен документально. Парадокс, да и только...
Чувствует ли эти проблемы руководство ОАО «Гродно Азот»? Что делается в коллективе, чтобы снять у людей напряженность? Профсоюзный комитет направил соответствующее обращение в Правительство. Администрация предприятия его поддержала. Суть письма в том, что к сложному и неоднозначному вопросу надо еще раз вернуться и хорошенько все взвесить. А потом стоит внести соответствующие изменения в инструкцию Министерства труда и социальной защиты. До принятия же поправок надо оставить в силе прежний документ, а с ним и действующие на сегодня компенсации.
Что ж, это было бы справедливо и разумно. Ведь спорные положения инструкции затрагивают не только это предприятие, но и всю химическую отрасль. Документ касается и всех работников, занятых на опасных для здоровья местах. Вот только, на мой взгляд, упущено много времени, ведь инструкция Минтруда и соцзащиты принята еще в феврале 2008 года. То, что рано или поздно она о себе напомнит, было известно давно...
На что же теперь рассчитывать рабочим ОАО «Гродно Азот»? На лицах многих из них после собрания я увидел, что надежду сохранить льготы они не теряют. Тем более что плечо подставила Федерация профсоюзов Беларуси, которая не только поддержала позицию предприятия, но и со своей стороны направила аналогичное письмо в Правительство. Заместитель председателя ФПБ Александр Микша отметил, что нужно более глубоко подойти к правильной оценке порога концентрации вредных веществ на производстве. Именно отсюда потом возникают противоречивые ситуации, которые никакой пользы предприятию не приносят. И без того у него хватает других проблем.
И еще. А просчитывал ли кто–нибудь возможные последствия отмены компенсаций 900 работникам «Гродно Азот»? Ведь многие из них, можно сказать, ради этих льгот и пришли в сложные цехи химического предприятия. Найдутся ли потом на их места в достатке квалифицированные специалисты?