В рабстве у экрана. 21.by

В рабстве у экрана

25.08.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почему мы стали учиться жить по правилам киношных и мультяшных героев?

Опубликованная на прошлой неделе в “НГ” информация о том, что комиссия по морали собирается запретить к трансляции на территории Украины российский мультфильм “Маша и Медведь” под предлогом того, что главный герой в нем ассоциируется с педофилом, а главная героиня названа “продуктом ювенальной юстиции”, вызвала бурю читательских откликов. В своих письмах и телефонных звонках в редакцию люди рассуждали о том, что сегодня любое явление, произошедшее в нашей жизни, можно интерпретировать по-разному. А это означает только одно: в эпоху глобализации и компьютеромании стираются грани между “хорошо” и “плохо”, между добром и злом.

С одной стороны, мы учимся распознавать нюансы, ведь не все в этом мире имеет только черный или белый цвет. Но с другой —прекрасно осознаем, что без устойчивых моральных и нравственных принципов каждый из нас имеет шанс стать обреченным заложником “эффекта 25-го кадра” — попросту говоря, банального зомбирования человека, которым сегодня не без успеха пользуются телевидение и интернет.

Сегодня мы решили представить на суд читателей наиболее любопытные и спорные отклики из всех поступивших в наше распоряжение. Читайте, соглашайтесь, спорьте, выдвигайте контраргументы, присылайте комментарии и письма. Ваше мнение очень важно для нас!

Светлана КАРПОВИЧ, преподаватель, Витебская область:
“Во времена моего детства, которое пришлось на середину восьмидесятых, дети смотрели фильмы и даже мультики вместе с родителями. Не было той разобщенности в семье, которая наблюдается сейчас. У родителей (разумеется, я говорю о так называемых благополучных семьях) всегда находилось время на общение с ребенком, и, между прочим, ежевечерний ритуал поглощения ужина под “Спокойной ночи, малыши!” я с ностальгией вспоминаю до сих пор. Например, помню, как мама и папа комментировали почти все серии “Ну, погоди!” или очень весело, без намека на пошлость, рассказывали историю Белоснежки. В итоге дети моего поколения не воспринимают мультяшных гномов как приверженцев группового секса, а совершенно потрясающий фильм “Лолита” по роману Владимира Набокова — как пропаганду педофилии. Сегодня большинство родителей (знаю об этом не понаслышке, потому что преподаю в младших классах, а дети бесхитростно рассказывают многое о семейных буднях) посадят своего ребенка перед телевизором или еще хуже — перед компьютером, и — вперед на гулянки или болтать с друзьями по телефону. Общение сведено на нет, а ведь именно мать и отец должны научить малыша различать плохое и хорошее”.

Юлия Николаевна БЕРКУТОВА, культуролог:
“Страшно то, что молодое поколение учится жить на примере мультяшных и киношных героев, предпочитает живому общению с друзьями многочасовое сидение в интернете. Информация идет потоком, а ее осмысления и анализа нет. Все это свидетельствует об одиночестве и обделенности заядлого телезрителя или онлайнера в реальности. Когда в жизни человека есть подлинная красота и настоящие приключения, ему нет нужды драматизировать ее, сравнивая себя с персонажами кинокомедий или мыльных опер. Но если в его жизни нет ничего, кроме скуки, выдуманные приключения шаблонных персонажей могут быть вполне достойной альтернативой. Практически все, что мы видим на экране телевизора или компьютера, обычно меньше по размеру, чем в реальной жизни. В каком-то смысле это верно в отношении типов поведения в режиме онлайн: подобные шаблоны уменьшают наш опыт восприятия мира. Пристрастия требуют времени, денег, умственных усилий и даже любви, которая может и даже должна находить множество других путей своего проявления”.

Сергей, ученик 11-го класса средней школы Могилева:
“Я против запретов на вещание тех или иных программ, ограничения интернет-трафика. Любая информация должна быть доступной пользователю. В советские времена слишком много всего скрывали, недоговаривали. Но потом этот кипящий котел прорвало, и сегодня фильм без эротических сцен или снятых во весь экран кровоподтеков, оторванных конечностей воспринимается уже как нонсенс. Не нужно запрещать, нужно учиться правильно интерпретировать полученную информацию. Фильм по мотивам романа Солженицына “В круге первом” весь проникнут болью, страданием. Но разве адекватному человеку придет в голову обвинить сценаристов и тем более автора романа в пропаганде репрессий, насилия? Нет, потому что люди соображают, что к чему. Моя тетя рассказывала, что когда она училась в десятом классе (это был конец девяностых), у них ввели экспериментальный предмет “Психология”. Ученики садились на стульях в круг, учительница посередине, и начиналась оживленная дискуссия о жизни. О просмотренных фильмах, об услышанных разговорах в транспорте, об отношениях между друзьями, отцами и детьми... Все получали возможность не только выговориться, но и услышать от преподавателя грамотный совет, а от одноклассников — подсказку, как поступить в той или иной ситуации, или же просто сочувственные, ободряющие слова. Это, признается тетя, помогало расставить правильные акценты в осмыслении той взрослой жизни, в которую ребята тогда только собирались вступать. И даже уберегло от многих ошибок. К сожалению, я не застал то время. В нашей школьной программе теперь — алгебра, геометрия, информатика, совсем немного часов русского и белорусского языков, еще меньше — литературы... Я не гуманитарий по складу ума, но так хочется, чтобы рядом с языком цифр в нашей жизни присутствовал еще и человеческий язык — язык общения!”

Герман, студент из Минска:
“Год назад я летал в Филадельфию к бывшему однокласснику. Среди всего прочего его родители очень просили меня привезти с собой как можно больше дисков с записями советских фильмов и шедевров “нулевых” годов. К первым они отнесли гайдаевские комедии, пару фильмов Тарковского, обязательно — “Белый Бим, черное ухо”, “Маленькую Веру”. Ко вторым — “9 рота”, “Зависть богов”, “Благословите женщину”, “В августе 44-го”, “Достоевский”, “Пушкин. Последняя дуэль”, “Дети Арбата”... Сказали, покажут своим американским друзьям. И ведь показали! На эти вечерние просмотры в небольшом частном доме повалила вся улица. “Белый Бим” вызвал у детей горючие слезы, взрослые тоже не могли спокойно смотреть на моральные и физические мучения бедной собаки (там вообще очень сильно развито чувство сострадания к братьям нашим меньшим, считается, что человек, который плохо относится к животным, априори садист и преступник). И что любопытно — во время просмотра любой киноленты хозяева квартиры периодически ставили свой “дивидишник” в режим “стоп”, и начиналась бурная дискуссия. О любви, жестокости, роли женщины и поэзии в обществе... Причем дети принимали участие в обсуждении вместе с родителями. А потом кто-то из гостей сказал, мол, и зачем русские (к ним они относят и белорусов) закупают у нас эти низкосортные боевики, триллеры, фильмы ужасов, которые мы и сами не смотрим, если у них есть такие шедевры!

 Комментарий специалиста

Учитесь жить сегодня и сейчас!

Советует психолог, психотерапевт Илья ЛАРЧЕНКО:

— Адекватно воспринять потоки информации, которые поступают к нам со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров и компьютеров в состоянии только тот человек, у которого все в порядке с моральными и нравственными ценностями. А их в нас воспитывают вовсе не голубые экраны, а наши родители, наш дом, наша школа, наша улица и наше окружение. Ребенок 5—10 лет не в состоянии анализировать того же “Тома и Джерри”, и если он вовремя не получит подсказку мамы или папы, их совет и разъяснение, то, придя в детский садик или школу после просмотра очередной серии мультфильма, запросто может попробовать отработать некоторые из трюков Джерри на сверстниках. То же самое — с подростками. У 18-летней девочки родители с криками отобрали роман Василия Аксенова “Московская сага”, аргументируя это тем, что автор книги увлекается ненормативной лексикой. А отец подружки этой девочки, напротив, настоял, чтобы его дочка прочитала все три тома. Только предварительно побеседовал с ней, объяснив некоторые особенности стиля писателя. Диалог поколений, реальное общение с друзьями, родными, коллегами — это важнейшая составляющая нашей жизни.

И еще один момент. Знаменитый Ницше определял скуку как “желание желания”. Нам скучно тогда, когда мы знаем, что чего-то хотим, но не знаем, чего именно. Вместо того чтобы искать ответ в телевизионной программе или на интернет-сайте, нам следовало бы научиться понимать себя и свои потребности. Искать способы их удовлетворения в реальной жизни, а не посредством, скажем, “ответов мэйл.ру”. Для этого не требуются большие расходы, острый ум и выдающиеся таланты. Каждый из нас в состоянии получить подлинное удовольствие от своей жизни. Здесь и сейчас. К слову, в детстве мы все это умели!

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему мы стали учиться жить по правилам киношных и мультяшных героев?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика