15 сентября в эфире ОНТ выйдет первая серия телепроекта «Добро пожаловать в Беларусь». Страну посетили 6 семей из Китая, Германии, Южной Кореи, Испании, Франции и США. Все они были у нас впервые. Они посетили самые живописные места, увидели исторические достопримечательности. Всюду за ними следовали телекамеры. Гости наблюдали реалии нашей жизни и делились впечатлениями. Проект стал уникальной возможностью услышать мнение представителей других государств о Беларуси.
У меня был шанс присоединиться к гостям из–за рубежа и лично узнать их впечатления. Из всех участников проекта «Добро пожаловать в Беларусь» я выбрал немецкую семью. Я не был в Испании, Корее или США. Но довольно неплохо знаю Германию,
и поэтому на всем пути следования мог сравнивать свои взгляды на тамошнюю реальность с мнением приезжих о моей стране. Скажу сразу: мои ожидания оправдались — мы нашли намного больше сходств, чем различий.
Представляю моих спутников:
Герд Зоммер — 61 год, крупный бизнесмен в сфере строительства, заядлый охотник.
Кристиан Пфайффер — 25 лет, физиотерапевт, экономист, путешественник.
Кто не слышал о Баден–Бадене! Имя этого уютного городка у всех на слуху. Не удивлюсь, если узнаю, что Герд Зоммер с супругой Сабиной и сыном Кристианом были первыми жителями этого местечка, кто посетил Беларусь. Для многих за рубежом наша страна еще terra incognita, земля неизвестная. Это, естественно, интригует и манит.
Приземлившись в Национальном аэропорту «Минск», переночевав в гостинице «Юбилейная», гости сразу двинулись открывать для себя Беларусь за МКАД.
Я спросил у Кристиана, выглядит ли наша страна по–европейски. Он сперва призадумался, а потом ответил:
— Я побывал почти на всех континентах. Перед прилетом в Минск летал в Буэнос–Айрес. Впечатлений о мире у меня много. Но Беларусь удивила. В первую очередь Минск — уже когда мы ехали из аэропорта в город. Ваш главный проспект — это что–то: прямая улица с большими домами неповторимой архитектуры — я еще не видел так изящно оформленных фасадов. Конечно, в Баден–Бадене каждое здание — шедевр зодчества. Но все они крохотные. А в Минске — огромные и с искусной отделкой. Невероятно, сколько вложено стараний и материалов в эту красоту!
Я не стал говорить Кристиану, что проспект отстраивали после войны с немцами, и в том числе руками пленных солдат вермахта. Подумал: не буду портить картинку. Тем более что повод обратиться к событиям «той» войны в Беларуси можно найти на каждом шагу.
А Пфайффер продолжал делиться впечатлениями:
— В моем городе улочки узкие, все свободное пространство застроено. И много зеленых бульваров. Особенность Минска в том, что здесь много больших парков. Я люблю мегаполисы, и столица Беларуси — один из тех городов, в которых, как мне кажется, хорошо жить.
Позже Кристиан выложил в Фейсбуке много фото из окрестностей гостиницы «Юбилейная». Проспект Победителей ему, судя по всему, понравился. А больше всего — огромный дом на набережной Свислочи, у Троицкого предместья. Он импонирует не всем минчанам, так как давит своим массивом на крохотный старинный квартал, но иностранцу приглянулся. Как говорится, о вкусах не спорят.
Мне не удалось узнать, какие негативные впечатления остались у немцев от Беларуси. Возможно, таковых и не было.
И вот мы — за МКАД. Леса вдоль дороги сменяются убранными полями со скульптурными композициями из соломы, установленными накануне «Дажынак». Мы проезжаем несколько агрогородков — яркие разноцветные домики привлекают внимание Сабины: она увлекается искусством, и ей нравится все нестандартное.
Мы несемся по ровной трассе. Кристиан за рулем. Вскоре дорога сужается. Мимо нас проезжают грузовики. Рядом стелется полотно нового «автобана». На пути Минск — Могилев вовсю идет реконструкция. Это не показная, а живая картинка с натуры: как обустраивается Беларусь. Процесс особенно интересует Герда — он строитель. Потом, во время встречи Президента с участниками проекта «Приглашаем в Беларусь», немецкий бизнесмен расскажет о своих впечатлениях:
— Мы восхищены вашими людьми, приятно удивлены хорошими дорогами. Беларусь всего 20 лет развивается как самостоятельная страна, и то, что вы сделали для развития инфраструктуры, достойно уважения.
То, что это не дежурные слова, подтверждают наблюдения Кристиана. Ему нравится дорога, по которой мы едем:
— Perfect! Отличная! И чувствую себя в безопасности. Даже спокойнее, чем на немецких автобанах, где в последнее время хватает лихачей.
Единственное, чего не понял Пфайффер, почему он взял в минском частном автосалоне машину напрокат, а она оборудована навигатором, который говорит только по–русски.
В Могилеве нас ждет знакомство с нашей культурой и традициями. Первое, что делаем, — идем подкрепиться в ресторан национальной кухни. Оформленный в стиле XVII века зал уставлен дубовыми скамьями и столами. Над нами висят портреты могилевских войтов. Аутентичную атмосферу дополняют блюда по старинным рецептам. После обеда Сабина скажет:
— Конечно, еда жирная. Но вкусная!
Кристиан выходит из–за стола довольный — ему за фигурой следить не надо.
Но банкет на этом не заканчивается. Нас ведут в другой зал. Там все готово для того, чтобы сами немцы попробовали своими руками приготовить вареники. Пфайффер берет в руки скалку и восклицает:
— Такого инструмента я еще в руках не держал!
Вареники получились на славу. После дегустации немцы подводят итог первых дней пребывания в Беларуси: здесь лучшие дороги и еда!
Но нас еще ждет десерт — путешествие в Буйничи, этнографическую деревню под Могилевом. Здесь как раз настает момент сказать пару слов о войне. Обращаю внимание гостей на то, что на противоположной стороне дороги раскинулось огромное поле, над которым, за деревьями, высаженными вдоль трассы, виднеется шпиль часовни. Это — Буйничское поле, место жесточайших сражений советских войск с наступавшей немецкой армадой. Мои спутники не слышали о романе Константина Симонова «Живые и мертвые», в котором описана героическая оборона Могилева в 1941 году. Поэтому я кратко сообщаю:
— Здесь, защищая Белоруссию, погибло очень много солдат.
Кристиан, оказывается, знает историю:
— Да, в Белоруссии были самые ожесточенные битвы между немцами и Советами.
Парень склоняет голову. Молчим.
В этнодеревне Сабина находит много интересного для себя: она подмечает заборы из лозы, в одной из хат ее учат ткать на настоящих кроснах.
А Герду больше интересен буйничский зоопарк. Но удивляет его не зубр, а кабан:
— Нам нужно организовать к вам охотничий тур.
Целый день в пути и на экскурсиях — это выдержит не каждый. Устают не только ноги. Голова ломится от впечатлений. Но на предложение съемочной группы ОНТ продолжить тур по ночному Могилеву гости отвечают:
— Мы совсем не устали! Куда едем дальше?
Несмотря на то что рабочий день закончен, нас допоздна ждут сотрудники могилевской Ратуши. Уже стемнело, идет дождь, а в здании бывшего магистрата светло и тепло. Мы поднимаемся по винтовой лестнице сначала в зал заседаний, украшенный портретами выдающихся горожан. А потом директор Музея истории Могилева Алексей Батюков предлагает подняться на ратушную башню — она самая высокая из всех зданий средневековых «мэрий» в Беларуси. Оттуда открывается панорама окрестностей: старый город, величественный Днепр.
Дождь уже прошел. На небосклоне появляется луна. Уже и спать пора. Я прощаюсь с немецкими гостями. Назавтра им еще предстоит путь в Мстиславль, Александрию — замечательные места.
Президент на встрече с гостями проекта «Добро пожаловать в Беларусь» сказал, как важно узнать мнение со стороны:
— Мы живем в Беларуси, любим ее. Но со временем привыкаешь и к окружающим красотам, перестаешь им удивляться.
«Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць», — гласит известная песня. Мне достаточно было провести один день с туристами из–за рубежа, посмотреть на свою землю их глазами, чтобы еще раз убедиться: у нас прекрасная страна.
Кристиан по возвращении в Германию написал мне:
— У вас очень гостеприимные люди, современное производство, все чисто и рассчитано на перспективу. Короче, Беларусь — европейская страна с будущим.
На заглавной страничке Пфайффера в Фейсбуке теперь красуются панорама Минска и снимок, где Кристиан запечатлен на знаменитой могилевской площади со скульптурой Звездочета. Выглядит как признание в любви к нашей стране.