Экскурсия по шпалам с фонарем путевого обходчика
25.10.2012 10:40
—
Новости Общества
|
![]() ![]() ![]() Не скрою, что меня заинтересовала эта выставка не только из-за профессиональных обязанностей, а еще и потому, что я с детства любила ездить по железной дороге. Мне нравилось лазить по верхним полкам, разглядывать бесконечные ландшафты за пыльным окном, пить чай из стаканов в подстаканниках, к которому обязательно полагался рафинад в обертке с нарисованным тепловозом. Но больше всего мне нравилось засыпать под стук вагонных колес. ![]() ![]() Я стала взрослой, перестала любить верхние полки, чай пью уже без сахара, но это волшебное перестукивание до сих пор будоражит мое воображение. Еще задолго до того, как я прочла у Виктора Пелевина в "Желтой стреле", что "… конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колеса стучат в России - "там-там". Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлую заревую даль - там она, там, ненаглядная…", мне слышалось что они выстукивают "туда-туда". Скорей туда, где меня ждут Крымские или Карпатские горы, теплое море, яркое солнце и давно любимые или еще незнакомые города, старые друзья, которых я, наконец, собралась навестить, да много еще чего. Поэтому всегда, услышав эти звуки, я замираю в предвкушении счастья, а пропуском к нему служит всего-то бумажный прямоугольник с золотыми буковками "БЧ" в левом верхнем углу. ![]() ![]() ![]() И вот я в экспозиционном зале. Сначала я даже немного расстроилась, увидев его совсем небольшие размеры, но потом меня ждало удивление и даже восторг от того, как сотрудникам музея удалось разместить в таком крохотном помещении столько интереснейших экспонатов и визуально раздвинуть его пространство. ![]() ![]() В экспозиции задействованы даже окна зала. В одном окне помощи фотообоев можно полюбоваться видом на минскую привокзальную площадь, в другое убегает цепочка старых деревянных вагонов. Тут же словно на перроне разместилась деревянная лавочка, станционный колокол, в который били при отправлении поездов еще 1873 года, часы времен молодости наших бабушек. ![]() Чуть дальше разместились инструменты путевых обходчиков, молотки, ключи, фонари. На выставке можно проследить за эволюцией последних начиная свечным фонарем 1860 года, за которым идут керосиновые и более поздние аккумуляторные. Макет сечения рельсов, автосцепка, коммутаторы и переговорные устройства, а вот электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приема сообщений знаками кода Морзе. Использовался на железных дорогах Беларуси с 1870 и до 1950 года. Именно за таким сиживали чеховский Иван Михайлович Ять или телеграфист Саша Врублевский – герой одного из моих любимых рассказов Куприна. Рядышком разместились фарфоровая тарелка Николаевской магистрали 1912 года, латунные пряжки с форменных ремней работников железной дороги в разные периоды, жетоны проводников и кондукторов, всего не перечесть. ![]() ![]() В экспозиции предусмотрено место и для витрины с редкими книгами на железнодорожную тематику. Тут есть, например, справочник по железнодорожным тарифам Российской империи, инструкция о порядке отправления поездов или материалы к 1-му съезду уполномоченных дорпосоюза Ю.-В.С. ж.д. 1923 г. Начинаешь понимать, что вся история Белорусской железной дороги неразрывно связана с историей нашей страны. ![]() ![]() Особое чувство можно испытать рассматривая старые фотографии. Затвор фотоаппарата умеет останавливать время и, благодаря этому, мы можем заглянуть в глаза музыкантам духового оркестра 11-го отдельного железнодорожного батальона г. Минска (фотография 1924 года) или пассажирам поезда Негорелое-Париж (фотографии 1938 года). На снимках можно рассмотреть, как выглядел знаменитый паровоз серии ИС20-201 (Иосиф Сталин), или как встречали Максима Горького на одной из белорусских станций. ![]() ![]() Посетить выставку будет интересно и детям, особенно мальчикам. Чего стоит только макет железной дороги, с поездом, горящими фонарями на станции и крохотными пассажирами на лавочках. Кусты, деревья, домики, церквушка размером с ладонь, все как настоящее. А еще есть макеты паровозов и электровозов, товарных вагонов и даже шпалоподбивочной машины, которая, как я узнала, используется для подачи балласта под шпалы. Выставка продлится до 12 декабря. ![]() ![]() Фото автора Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусская железная дорога празднует юбилей и в Национальном историческом музее открылась выставка, посвященная 150-летию магистрали.
|
|