В Смолевичах торжественно открыли строительство первого дома для минчан. Это начало больших перемен для города. Он вырастет в три раза, появится многоэтажная застройка, усовершенствуется инфраструктура. Пока что люди неохотно переезжают из Минска жить в пригород.
Минчан пугает в городах–спутниках расстояние до кольцевой и провинциальные соседи. Мы перебрались жить за город этим летом, и теперь я знаю, что это всего лишь легенды. Сейчас от выхода из дому до входа в редакцию у меня уходит час, если ехать на маршрутке. Полтора — если на электричке. Столько же времени я тратил на то, чтобы выбраться из Малиновки. А соседи... Минчане видят их в своем городе каждый день и признают за своих. Жители населенных пунктов в часе–полутора от кольцевой уже давно массово ездят в Минск работать. По факту города–спутники существуют много лет.
Говорят, все начиналось с «колбасных» электричек. В советское время Минск снабжался лучше, чем область, и съездить сюда в выходные за покупками было нормой. Поэтому час на дорогу от Минска до какого–нибудь Заславля, который пугает минчанина, уже лет тридцать как совершенно привычен для жителя пригорода.
Не знаю, ведется ли статистика, сколько людей ездит в Минск на работу и учебу. Но на глазок — прилично, и это очень хорошо видно по электричкам, которые совпадают по времени со сменами тракторного завода. На них я не попадаю. Мой рейс на 18.33 от «Института культуры». Да, кстати, если раньше его объявляли как «электропоезд», то теперь это «поезд пригородных линий экономкласса». Звучит гораздо солиднее.
Есть электрички дачные, рабочие, а эта студенческая и офисная. Публика своим внешним видом ломает шаблон. Представьте, что людей, которые разгуливают в районе ГУМа, вдруг взяли и посадили в вагон. Всех: и гламурных блондинок с каменными лицами, и менеджеров среднего звена в туфлях на тонкой подошве, и странную молодежь с дырками на джинсах, и вполне обычных людей для контраста. Вот это и есть типичный набор пассажиров данного рейса.
В поезде — читают. Но здесь электронные книги почти вытеснили бумажные. Считается, что электроника — это увлечение молодых. За четыре месяца поездок я не раз видел с такими книгами пенсионеров. При мне военный расспрашивал владелицу устройства о его особенностях, говорил, что хочет взять, но не разбирается. Девушка обстоятельно рассказывала о форматах книг, преимуществах подсветки и отличиях электронной книги от планшета. Человек, который коротает время до Жодино за просмотром фильма по ноутбуку, обычное явление.
Удивляешься, сколь неожиданными могут быть интересы попутчиков. Как–то раз я обнаружил, что книга, которую внимательно изучает моя соседка–пенсионерка, это учебник английского языка. Порадовался и позавидовал, что даже в почтенном возрасте она сохраняет живость ума и тягу к знаниям. Хотя, может быть, я и ошибся и это заслуженный преподаватель знакомился с новым учебным пособием.
Электричка развивает дедуктивные способности. Интересно, глядя на человека, пытаться угадать, кто же он в жизни. Проще всего со студентами. Тащат с собой тубусы с чертежами — технари. Планшеты под А0 — богема, художники. Труднее всего идентифицировать крепких опрятных мужчин средних лет. Могут быть кем угодно, от строителей до силовиков. Однажды напротив меня сидел щуплый паренек с наушником, как у телохранителя. Да, оказалось охранник, сбежал пораньше с мероприятия, чтобы помочь родным в деревне. Когда говорил по телефону, обещал начальнику написать рапорт в понедельник, потому что его уже нет в Минске.
Теперь, когда я живу в пригороде, соседи у меня, не в обиду Минску будет сказано, приличнее, чем были до переезда. «Плодово–выгодное» у трансформаторной будки никто по утрам не пьет. А когда вы в последний раз слышали, чтобы две девушки обсуждали, куда лучше пойти в выходные — в театр или в оперу, а на балет не пойдем, недавно были? Я вчера в электричке. С такими соседями в городе–спутнике жить можно.