Назад в будущее. Зачем в школу снова возвращать шестидневку?
15.12.2012 02:00
—
Новости Общества
|
Назад в будущее. Зачем в школу снова возвращать шестидневку? ![]() Инициатива Министерства образования Но можно и не заглядывать в далекое советское время: учебная суббота была в белорусских школах еще совсем недавно – в 2008 году. Тогда Минобразования, оправдывая освобождение детей от учебы в этот день, говорило так: детки будут учиться 12 лет, зато иметь два выходных в неделю! Сегодня уже министерство думает иначе. По мнению министра образования Сергея Маскевича, в 10-11-й классы должны идти мотивированные школьники. В учебных заведениях, считает он, должна быть возможность реализации программ на повышенном уровне. "Изучение предметов на факультативном уровне показывает, что все равно это не вариант профильного обучения. Два факультатива и два урока - хуже, чем четыре полноценных урока", - высказался недавно министр. Так надо ли снова возвращаться к прошлому? Что реально это сможет дать детям и как может сказаться на учителях? Как отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY экс-депутат Владимир Зданович, который еще недавно возглавлял парламентскую комиссию по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, он тоже поддерживает идею шестидневки для старших классов и солидарен с аргументами министра. "Я, еще когда был депутатом, говорил, что надо четко определиться с этим свободным от занятий днём. В субботу ученики все равно должны находиться под присмотром учителей, но хорошо организованные занятия несут гораздо больше пользы, нежели все это будет пущено на самотек. А то сегодня и учителя не знают, чем занять учеников, и ученики не знают, чем заняться, - говорит он. - Если мы введем в старших классах рабочую субботу, то, на мой взгляд, это будет очень здорово. Ребята 10-11-х классов, как правило, собираются поступать в вузы, и им, конечно, надо больше уроков и часов по каким-то отдельным предметам. Самостоятельно организовать обучение сложно". По мнению Здановича, в субботу надо вводить именно уроки, а не факультативы. "Это поможет повысить мотивацию к получению знаний на повышенном уровне. Продлевать учебный год, как раньше предлагали, - это бесперспективно, и особого энтузиазма не вызовет ни у учеников, ни у учителей. А так сделали бы учебную субботу, и качество обучения повысили бы, и по некоторым предметами дали бы больше часов. В советское время так и было, и никто не чувствовал переутомления, и воскресенья вполне хватало для того, чтобы отдохнуть. Тем более, что в субботу уроки обычно заканчивались немного раньше, чем в другие дни. Но многие учителя, как показывает опрос TUT.BY, скептически относятся к подобной идее Минобразования. Елена Полейко, учитель истории лицея №2 г. Минска, отмечает, что качество обучения такие шаги вряд ли смогут повысить. "Сегодня лицеи и гимназии фактически работают по шестидневке. По субботам у нас проводятся факультативы, но, поскольку в лицее учатся дети по профилям, факультативы получаются как уроки. В лицее мотивацию можно объяснить самой спецификой учреждения. Но в обычных школах суббота мотивации не добавит, там ведь довольно большой процент учеников, которые никуда не стремятся, а просто проводят оставшиеся два года в школьных стенах", - говорит учитель, добавляя, что введение учебной субботы без изменения существующей системы образования не принесет должного эффекта. По словам специалиста, детей в обычных школах по субботам и без того немало загружают. "Если вводить шестидневку, нужно тогда пересматривать учебные программы, которыми детям предписано изучать огромный пласт ненужной им информации. Она, кстати, и перегружает учеников, и стимулирует к бездумному списыванию на уроках. Нужно убирать и то огромное количество ненужных мероприятий и проектов, в которых сегодня участвуют дети". Формула субботы от Минобразования: выдумка или реальность? Многие учителя отмечали и то, что после официальной Как рассказала TUT.BY классный руководитель 11-го класса одной из школ Бреста, сегодня учителя расписывают занятость детей по субботам на много недель вперед. “По субботам работают кружки, секции, планируются походы в театр, кино, на школьные дискотеки, КВНы, в музеи. В нашей школе с прошлого года, например, ввели обязательный плавательный всеобуч. То есть каждые полгода полшколы по субботам отправляются на плавание в другой конец города. Потом то же самое делает другая часть школы. Возят детей туда, кстати, именно классные руководители". По словам педагога, организация суббот для детей проверяется и фиксируется. Например, в школу спокойно в субботу может нагрянуть проверка и проверить именно наполняемость спортивных залов. "Если сделать субботу рабочей, то всё внешкольное, что есть сейчас, надо ликвидировать. Иначе у детей будет действительно перегруз. Сегодня они в старших классах вынуждены участвовать в подобных мероприятиях, чтобы не портить отношения с учителями - при поступлении ведь учитывается средний балл аттестата. А учителю ничего не остается, как настаивать на посещениях, ведь учителя за отсутствие детей премии могут лишить запросто". Единственный плюс дополнительной организации внешкольной работы, по словам педагога – это то, что может пригодиться в жизни на практике. "В старших классах средних школ перед началом года опрашиваются родители на предмет того, хотят ли они, чтобы их дети дополнительно обучались какой-нибудь профессии. Если хотят, то им для этого выделяют отдельный день в неделю. Кто-то учится на слесаря, продавца, сантехника. А кто-то может бесплатно учиться на права. Мой ученик, помню, рассказывал, что очень доволен, что сделал это именно в школе. Бесплатно же!" Кстати, у Минобразования есть официальный документ по организации шестого дня. Точнее, это целых две методические рекомендации: одна - "Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня", другая – "Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности". Эти документы подразумевают, что неучебные субботы для детей учителя должны организовывать по трем основным направлениям: "Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы"; "Организация экологического и трудового воспитания в шестой школьный день" и "Организация занятий техническим творчеством в шестой школьный день". Если вкратце, то, согласно документам, суббота - это не просто шестой день недели, это - "комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической для каждой школы и каждого ученика формулы субботы". И вот еще: "Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия должны проводиться во внеурочное время и планироваться равномерно в течение учебного года, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул"; "Администрация учреждения образования и учителя физкультуры должны особое внимание уделять организации и проведению внутришкольной круглогодичной спартакиады"; "К числу эффективных форм спортивно-массовой внеурочной деятельности относятся соревнования, физкультурные праздники, вечера и встречи, конкурсы, туристские походы, путешествия, слеты, игры на местности". Резюме документов таково: "Грамотно используя различные средства, формы и методы физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят о необходимости заниматься физической культурой и спортом". В свете таких документов, отмечают учителя, введение по субботам еще и уроков явно не улучшит учебный процесс. ТБШ: "Если качественно организовать пятидневку, то шестой день не надо будет делать учебным" Председатель "Таварыства беларускай школы" (ТБШ) Тамара Мацкевич считает, что сегодня в большинстве европейских стран, в Америке "прекрасно справляются с учебной программой за 5 дней". "Если качественно и правильно организовать пятидневку, то шестой день не надо будет делать учебным. Но в то же время в этих странах нет и таких длинных, как у нас, каникул летом, поэтому в Европе в течение года дети проводят в школе больше часов, - говорит эксперт. - Правда, главная проблема не в том, сколько учить, надо думать чему и как учить. Современное содержание и методы обучения в белорусских школах отстали настолько, что чем меньше времени дети будут проводить в школе, тем более здоровыми они будут". Педагог Елена Полейко также отметила, что такие инициативы министерства, по ее мнению, лишь показывают несогласованность существующих реформ. "Постоянно переиздаются учебники, которые зачастую выходят с грубыми ошибками, даже возьмите Кодекс об образовании, принятый в прошлом году. Сколько к нему уже принято дополнений и изменений? Какой был смысл принимать такой важный системообразующий документ, части которого противоречат друг другу и другим нормативно-правовым актам?" На этот аспект указывали и многие другие учителя, которые подчеркивали, что многие такие инициативы носят косметический характер, не решая системных проблем.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Инициатива Министерства образования ввести шестидневку в 10-11-х классах вызвала бурю обсуждения. Надо ли снова возвращаться к прошлому? Что реально это сможет дать... |
|