Двукратная олимпийская чемпионка, ныне живущая в США сибирячка Мария Филатова долгие годы безуспешно пытается получить гражданство России. В этом праве ей было отказано в связи «недостаточностью заслуг перед Российской Федерацией». При этом французский актер Жерар Депардье получил российский паспорт буквально за считанные дни. Более того, Россия устами высокопоставленного чиновника наделила Марию Евгеньевну… гражданством Беларуси. Какое отношение заслуженная спортсменка имеет к Синеокой?
Об этом она рассказывает в интервью интернет-газете Naviny.by.
— Мария Евгеньевна, долгие годы вы безуспешно пытаетесь получить гражданство России. А тут, оказывается, что вы гражданка Беларуси! Глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский 14 января в интервью телеканалу «Дождь» заявил о вас буквально следующее: «Какие особые заслуги у гражданки Беларуси перед Россией?».
Поясните, пожалуйста, какое документальное отношение вы имеете к Беларуси? Как известно, 10 лет — с 1981 по 1991 годы — вы с семьей жили в Минске. Жили в Советском Союзе и уехали из СССР, надо понимать, не от хорошей жизни.
— В Минске я была прописана с 1982 года. А 1 января 1992 года я с мужем и дочкой вылетела из Москвы в Великобританию. В 90-х нелегко жилось всем и моей семье тоже. Честно говорю, очень трудно было. Хотелось, чтобы мой ребенок рос на фруктах, чтобы я могла ее побаловать лакомствами… Как вы помните, в те годы и обычные продукты невозможно было купить, не то что что-то хорошее для ребенка. И когда нам предложили поработать в Северной Ирландии, то мы согласились. Так с 1992-го по 1996-й мы были в Белфасте, и каждый год приезжали в отпуск. В Минске в ОВиРе мы проводили времени больше, чем отдыхали, а нам нужно было и в Сибири побывать, и в Киров заехать, где живут наши родственники. Но каждый раз нужно было получать в ОВиРе разрешение на выезд. В итоге нам просто сказали: если не хотите портить себе нервы, то лучше не приезжайте в такой «отпуск». Друзья также сказали, что, возможно, на следующий год больше не смогут помочь с выездом. Последний такой отпуск на родине у меня был в 1995 году.
— Ромодановский сказал, что «в свое время ей выдали паспорт не для гражданина РФ, не той серии». Вам не обидно слышать такое от чиновника, который вас обвиняет в том, что вы неправильно действовали, не соблюдали необходимые правила обращения за российским гражданством? Так как же вы действовали? О чем умолчал чиновник?
— Последний паспорт гражданина СССР я получила в Минске в 1986 году, а заграничный — в 1991-м, когда со сборной Ирландии нужно было вылетать на соревнования в Канаду и США. Хочу заметить, что визы нам в паспорт ставили в российском консульстве и чужими нас там не считали. Белорусского консульства тогда не существовало. С конца 90-х неофициально мы начали собирать информацию, как продлить или поменять паспорт. Все это проходило очень медленно, было мало информации, в итоге к 2005 году все документы были собраны и отправлены комиссии по гражданству при президенте России. В итоге я получила отказ «за недостаточностью заслуг перед Российской Федерацией». Потом депутат Госдумы известный спортсмен Карелин начал помогать мне, но у него ничего не получилось. В прошлом году была предпринята еще одна попытка достучаться… Сейчас весь пакет документов находится на рассмотрении у комиссии, а вот когда эта комиссия будет заседать и принимать решение — точно не знаю, говорят, что в январе.
В США с 1997 года мы делали документы на «зеленую карту» и по 2005 год мы не могли покинуть страну: пока карта еще на оформлении, этого нельзя было делать, да и невозможно, потому что не было паспорта — истек срок действия.
— Почему же за прошедшие годы вы не получили гражданство США? Что мешало?
— Сегодня для меня это дело принципа, сперва хочу добиться справедливости на родине.
— Мария Евгеньевна, так может плюнуть на эту «историческую коллизию», доведенную до абсурда… Того абсурда, когда гражданство РФ с легкостью может получить убегающий от больших налогов француз, но его — гражданства — по сути лишают заслуженного человека… Почему бы вам в таком случае не попросить гражданство Республики Беларусь?
— Я уже не подросток, чтобы ехать и лететь, куда пальцем ткнешь. Шучу. Беларусь — прекрасная страна, но родственники наши — в России, и я хочу добиться справедливости и получить то, что принадлежит мне по праву рождения. Мы, рожденные в СССР, привыкли все делать сами. Как говорится, если не ты, то кто? Думаю, если не получится у меня пробиться через стену чиновничьего безразличия, то, возможно, моя история поможет кому-нибудь другому.
— И все же… Есть ли обида на то, что ваша родина, точнее отдельные чиновники от государства, так гостеприимны к известному французу и так холодны к человеку, рожденному в России?
— Обиды нет, здесь более уместен сарказм… Чиновники — это не Родина, сегодня они есть, завтра — их ушли… Но если они признают, что я имею полные основания по праву рождения иметь паспорт гражданина России, то тогда они обязаны будут признать, что и мой муж имеет на это право. И еще тысячи рожденных в СССР людей с похожей на мою историю судьбой.
— Какие воспоминания остались у вас от жизни в советской Белоруссии?
— Минск был для меня счастливым городом. Из Минска я выезжала на две олимпиады: в Монреаль и в Москву. В Минске перед олимпиадами проходили сборы, поэтому команда отправлялась на Игры из Минска. Белорусы, как и сибиряки, очень гостеприимные люди. Знаете, я до сих пор не могу отделять и разделять людей на… Я осталась в СССР.
— Поддерживаете ли отношения с нашей землячкой, вашей подругой по олимпийской команде Ольгой Корбут, которой на родине также не нашлось места?
— Да. Совсем недавно разговаривала с Ольгой по телефону, голос у нее счастливый. Она сказала, что стала бабушкой, сын с семьей живет в Петербурге.
Мария Филатова и ее американские ученицы
— Насколько вы счастливы на чужбине? У вас в США есть любимое дело, рядом близкие родные люди, ваши опыт и знания востребованы. Что еще надо?
— Уже два с половиной года мы работаем в нашем зале Kour Magic Gymnastics Center. В нашем зале всегда слышна русская речь, у нас занимается много русскоговорящих детей. Мы любим их, свою работу. Гимнастика не имеет национальности. Что еще надо? Самую малость — обрести законное право быть гражданином своей Родины.
Двукратная олимпийская чемпионка, ныне живущая в США Мария Филатова рассказала Naviny.by, почему ей никак не удается получить гражданство своей родины...