Удельный вес пищевых продуктов в розничном товарообороте в 2012 году пускай и не намного, но снизился по сравнению с 2011-м. Эксперты отмечают, что данная тенденция может свидетельствовать о восстановлении платежеспособности населения. Между тем, в странах Западной Европы на пропитание люди тратят всего лишь 10-20% своих доходов, что значительно меньше, чем в Беларуси.
Согласно информации Белстата, удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в розничном товарообороте в 2012 году составил 49,2%.
В 2012 году населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 95,3 трлн. рублей, непродовольственных товаров — на 98,4 трлн. рублей, что составляет соответственно 110,3% и 117,5% к уровню 2011 года.
За 2011 год в розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий составил 51,4%, непродовольственных товаров — 48,6%. В 2010 году — соответственно 50,9% и 49,1%.
Положительно оценил переориентацию спроса с продовольственной группы товаров на непродовольственные в 2012 году заместитель министра экономики Александр Ярошенко. «В Беларуси восстанавливается платежеспособность населения», — прокомментировал он зафиксированную динамику.
Что же покупали белорусы, кроме еды?
При том, что тенденция уменьшения трат на питание является положительной, белорусы все же тратят на еду куда больше, чем европейцы.
Согласно данным Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» (2011 год), меньше всего в структуре бюджета своих домохозяйств тратят на пищу жители Люксембурга — только 8,1%, Великобритании и Ирландии — 8,5% и 8,6%, соответственно. Зато больше половины заработанного проедают жители Украины.
Существуют ли предпосылки для продолжения тенденции уменьшения трат на пропитание в Беларуси?
Реальная заработная плата за 11 месяцев 2012 года возросла на 20,6% к уровню аналогичного периода 2011 года, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 20,4%. «Это весьма достойные показатели для экономики, поскольку серьезным образом повышены доходы людей с точки зрения платежеспособности», — считает Ярошенко. Однако, отметил он, такая важная пропорция, как соотношение роста производительности труда и роста реальной зарплаты, была в 2012 году нарушена.
Ярошенко отметил, что одним из достижений белорусской экономики является то, что по итогам прошлого года темп роста производительности труда составил 104%, пишет БЕЛТА. Ярошенко также акцентировал внимание на некоторых методологических моментах расчета производительности труда и заработной платы, исходя из которых Минэкономики «не било в колокола»: «Если отслеживать рост зарплаты и производительности труда по номинальным величинам, не дефилируя, не приводя к реальному исчислению, то экономическую планку меньше единицы мы не прошли. Этот показатель в январе-сентябре составил 1,04, в январе-октябре — 1,05, январе-ноябре — 1,02. То есть в номинале мы все-таки заработали в экономике больше, чем выплатили заработную плату».
Однако в магазин белорусы приходят с реальными деньгами, а не номиналом. Кроме того, эксперты Исследовательского Центра ИПМконстатируют тенденцию замедления устойчивого долгосрочного экономического роста. В числе прочего проблему объясняют тем, что рост в прежние годы был обусловлен накоплением капитала, а не производительностью. В Беларуси также сохраняется значительная долларизация экономики: 60% депозитов в белорусских банках хранятся в валюте. Кроме того, в стране наблюдается высокий уровень инфляционных ожиданий, что влияет на решения, принимаемые как физическими, так и юридическими лицами.
В Беларуси согласно прогнозу экспертов рост ВВП в 2013 году составит не более 2,1%. Инфляция прогнозируется около 20% при курсе доллара 9 800. В целом замедление роста экономики означает, что в дальнейшем государство не сможет обеспечивать такой рост зарплат, как это было в 2011 и 2012 годах. Таким образом, далеко не факт, что позитивная тенденция уменьшения затрат на еду в 2013-м получит свое продолжение.