Проблемы с белорусским высшим образованием стали настолько очевидны, что их перестали замалчивать даже архитекторы этой системы. Но пока инструментарий властей и их подход к проблеме не меняются, реальных улучшений ждать не стоит.
«У нас в вузах полный бардак, и никто на это не смотрит», — заявилАлександр Лукашенко 1 марта на заседании Совета министров. Лучше, пожалуй, и не скажешь. Но констатировать проблему и дать нагоняй запуганным и без того министрам — маловато, чтобы этот «бардак» кончился.
Массив скопившихся проблем и то, как власть привыкла на них реагировать, не дают повода для оптимизма в вопросе оздоровления системы высшего образования. Эксперты уверены, что без фундаментальных перемен в государственном управлении этой сферой ситуация будет только ухудшаться.
Выпали из Болонского процесса
Первый признак, что с высшей школой не все в порядке — тот факт, что Беларусь единственная на европейском континенте не является полноценной участницей Болонского процесса.
Основные претензии Болонского комитета не меняются уже ряд лет. Они все так или иначе связаны с отсутствием в Беларуси академических свобод. Это и понятно: ректоры вузов назначаются президентом, политических активистов периодически отчисляют, учебные планы спускаются «сверху», а университеты вольны разве что выбрать себе гимн с символикой.
Апофеозом государственного вмешательства в дела высшей школы является, безусловно, принудительное распределение выпускников-бюджетников. Мера, которая полностью выхолащивает бонусы бесплатного образования, становится для многих молодых людей чем-то вроде призыва в армию — тем, от чего нужно «откосить».
Координатор проекта «Летучий университет», кандидат социологических наук Татьяна Водолажская отмечает общее снижение уровня и качества образования: «Это фиксируется уже государственными органами и даже президентом, что наше образование ухудшается, мы не готовим ни специалистов, ни образованных людей».
Все чаще молодые люди стремятся получать или продолжать высшее образование за рубежом. Но поехать в магистратуру за границу могут не все. Принятый в 2011 году Кодекс об образовании закрывает эту возможность для все тех же выпускников-бюджетников.
Политолог Виктор Мартинович, бывший руководитель департамента политических наук Европейского гуманитарного университета (ЕГУ, Вильнюс), отмечает еще одну серьезную проблему белорусского высшего образования — герметичность: «Полное отсутствие академических обменов не дает системе развиваться».
Затыкание дыр вместо подъема качества образования
В Беларуси практически не тронутой осталась советская система ручного и ситуативного управления высшим образованием.
Татьяна Водолажская подчеркивает: «В системе управления образованием мы шарахаемся, решаем узкие задачи, затыкаем дыры». Эксперт приводит пример серьезнейшей проблемы несоответствия высшего образования и рынка труда, которую власти собираются решать простым изменением соотношения платных и бесплатных мест в вузах.
Другой пример — проблема качества высшего образования. 6 февраля на коллегии Министерства образования глава ведомства Сергей Маскевичзаявил о грядущем поднятии минимального порога баллов для поступления в вузы до 15 по естественнонаучным дисциплинам, русскому и белорусскому языкам, и 20 баллов — по гуманитарным наукам.
По словам самого министра, основная цель новации — «исключить случайных людей среди абитуриентов». Сергей Маскевич также спрогнозировал, что такая мера отсеет около 30% абитуриентов.
Никто, похоже, не обратил внимания на шокирующий вывод: до сегодняшнего дня треть абитуриентов не может сдать тесты по школьной программе на уровне 15-20% (к слову, примерно такой результат достигается, если случайным образом заполнить тестовый бланк).
Однако вместо обращения к корням проблемы — слабому уровню предвузовской подготовки — власти просто ставят барьер на пути каждого третьего абитуриента. Попутно решается задача заполнения ПТУ и ссузов, о которой недавно сказал вице-премьер Анатолий Тозик: «Нам сегодня одинаково важны и хороший инженер, и хороший каменщик, и хороший водитель».
Такой же инструментальный подход просматривается и в политике привлечения иностранных студентов. Последних в Беларуси обучается более 12 тысяч: 6,5 тысячи из Туркменистана, 1,5 тысячи из России, более 1,1 тысячи из Китая и т.д.
Годовая стоимость обучения для белорусских студентов не превышает 1800 долларов, иностранцы же платят от 2430 до 3555 долларов, причем сразу в иностранной валюте. Суммарный доход от их обучения, по планам Минобразования, в текущем году составит 20 млн. долларов.
В то же время, кроме базовых знаний русского языка, никакие другие предметы при поступлении в белорусские вузы иностранные абитуриенты не сдают. Из университетов за неуспеваемость их практически не исключают, что и понятно — не хочется терять стабильный источник валютных поступлений
Уйти от «совка»
Все участники образовательного процесса — студенты, преподаватели, руководство вузов — прекрасно знают о проблемах в сфере высшего образования, уверен Виктор Мартинович. «Наверху тоже есть осознание кризиса, но нет способности что-то поменять», — считает собеседник БелаПАН.
Соглашается с таким выводом и Татьяна Водолажская: «Нужна коренная реформа управления в сфере образования и, соответственно, всего государственного управления».
По мнению социолога, источником всех проблем в вопросах образования является «отсутствие разработанной, продуманной и принятой концепции национального образования». На деле так и не произошло переосмысления советской системы высшей школы.
Виктор Мартинович подчеркивает, что ротация руководящих кадров в сфере высшего образования не дает принципиального эффекта: «Приходили новые министры, ректоры и ничего не менялось. Система оставалась закрытой, герметичной, каковой является и Республика Беларусь».
Для того чтобы выбраться из кризиса высшей школы, нужно переосмыслить ее роль и взаимоотношения с государством. А пока анахроничная власть точечными методами пытается решать свои прикладные задачи в сфере образования, проблемы будут только множиться.