«Ну что?» — подмигивает мне с магазинного стеллажа бутылка водки. Это значит, несмотря на негодование Минздрава, который в свое время дал жесткое заключение по такому «креативному» оформлению, и на попытки Минторга через суд видоизменить этикетку, производитель свой интерес отстоял. Из продажи его водка не исчезла. Стоит себе, ухмыляется, интересуется у каждого встречного: то ли «бухнем?», то ли «как, оклемался?». Многим даже нравится. Ну да, тут вам и «лента новостей», анекдоты, назидательное чтиво типа «как правильно закусывать». Приятный пустячок. Бонус. Магазины, видимо, вообще в экстазе: выставляют ящиками чуть не у самых касс. Как, впрочем, и всю батарею горячительного. Да еще на скидках, на акциях. Такое впечатление, что, пока полным ходом идет очередная Государственная программа по преодолению пьянства и алкоголизма, бутылки сомкнули свои ряды и с удвоенным энтузиазмом захватывают все новые торговые плацдармы. Провокационный вопрос с этикетки, того и гляди, трансформируется в ернический: мол, ну и что? и зачем, ребята, дергаетесь–то?
«Да как же надоело это пойло везде! — роняет в сердцах пожилая покупательница, пробираясь между позвякивающими стеллажами. — Девушка, где тут хлеба хотя бы купить?» Я ее понимаю. Сама удивляюсь: уже практически не осталось магазинов, где бы бутылку не предлагали буквально с порога и где бы в поисках мяса или молока не пришлось принудительно шагать через весь винно–водочный. Отсюда и сценки, которые перестают шокировать. Малыш лет шести дергает папу за рукав: «Смотри, новая водочка...» Да, папа, смотри. Млей перед выбором. Здесь тебя встречают с распростертыми объятиями «граммульки» и «родимые»: что ни название — теплый намек или на фронтовое братство, или на экологически чистый источник, или на армейскую иерархию. Разгул креатива! И практически тут же — услужливые одноразовые стаканчики...
Но чего точно не увидит папа в столь дружественно настроенном к нему магазине — так это информационных материалов о риске смертельного отравления алкоголем при его чрезмерном потреблении, хотя это черным по белому прописано в Госпрограмме на 2011 — 2015 годы и должно выполняться неукоснительно. «Почему не выполняется?» — недоумевает Сергей Красуцкий, начальник отдела организации участковых инспекторов милиции управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД. Не менее любопытно, как хитроумно обходят нынче запрет на рекламу спиртного. Берут и налаживают выпуск одноименной минералки. А уж потом ее название вдалбливают в головы почем зря на вполне законных основаниях. Замечу, это не верх маркетингового лукавства. В России и Украине, было время, водку рекламировали под видом книг, сборников песен и даже телефонных «горячих линий». На все подозрения и упреки — сакраментальное «Ну и что? А докажите!».
Мне возразят: да что взрослому человеку все эти брэнды–стеллажи–стаканчики! Привык он к жизни такой — из–под земли добудет себе «родимую». Не привык — пройдет мимо, даже если «граммулька» пообещает все золото мира. В том–то и дело: для папы — быть может, это только лишний соблазн, а вот для малыша, дергающего его за рукав? Картина мира. Мира, где алкоголь, получается, продукт питания, товар первейшей необходимости, с этикеткой на зависть и влекущим названием, которое к тому же лезет из всех щелей. Где, с одной стороны, Минздрав предупреждает (правда, мелковатым шрифтом) и запускает против алкоголизации программу за программой, а с другой — бутылки на полках только укрепляют свои позиции, и уже звучит предложение пригреть их и в магазинчиках при АЗС.
Да, производители спиртных напитков, в частности пива, сейчас слегка приуныли: с июля они смогут влиять на умы через телеэкран только с 22.00, а не с 20.00, как сейчас. Да, в будущем «зеленого змия» ждут еще удары. МВД заявляет, что настроено решительно положить конец рекламе питьевой воды под алкогольным брэндом, Минздрав — что спиртным по примеру многих стран, успешно справляющихся с этой бедой, надо торговать только в специальных магазинах, а наркологи — что предупреждающая надпись, как и на пачках сигарет, должна занимать не меньше трети этикетки. Но все это в любом случае потребует немалого времени, утомительной процедуры согласований. Начать бы прямо сейчас с элементарного и повсеместно вернуть такое советское понятие, как «винно–водочный отдел», обособленный, лучше — с отдельным входом. Больших денег здесь не нужно, только желание, понимание момента и, безусловно, жесткий контроль. Потому как по доброй воле «зеленый змий» вряд ли отдаст хоть одну магазинную полку на «хлебном месте» возле кассы. Ну что, перейдем в контратаку?