Проблема парковок все больше напоминает тему вечного двигателя. С ним все ясно. Патентные ведомства давно объявили, что проекты perpetuum mobile не принимают: проблема в принципе не решаема. Разве с парковками не так? Ими озабочены все: проектировщики и автоинспекция, власти и коммунальники, автовладельцы и граждане, машин не имеющие... А дела все хуже.
Между тем проблема решается как дважды два, по закону арифметики. Она устранима хотя бы на дворовых территориях, в кварталах старой застройки — где и достигла точки кипения.
В центре города, в деловых и торговых кварталах проблемы, в сущности, нет. Да, машины стоят плотно, впритык, но по правилам. Чтобы на тротуаре или газоне — это исключение, которое ГАИ быстро пресекает. Кто приезжает в центр, на работу или за покупками, место для машины находит. Другие, зная, что его не найдут, едут общественным транспортом. В новых микрорайонах ситуация тоже терпима: это заслуга проектировщиков.
Зато в кварталах, которые проектировались в 60 — 70–е годы прошлого века и застроены 5– и 9–этажными «панельками», творится произвол, вакханалия, беспредел, беззаконие — сгодится самое резкое определение. Сегодня, положим, я приехал домой рано и нашел место вдоль бордюра. Сосед опоздал, поэтому заехал на газон или тротуар: больше некуда. Завтра мы поменяемся местами. Правила парковки нарушают почти все, штрафовать можно любого. При этом свободного места во дворах хватает. Оно запретно: зеленая зона, газон. Даже если по факту таковым не является — просто земля выше бордюра.
Эти районы строились в те годы, когда в личном владении был один «жигуль» на весь дом или квартал. Проезды были нужны для редкой машины скорой или такси, пожарной, коммунальной... Они были узки. Такими и остались. Расширить нельзя: по обе стороны бордюрный камень и деревья. Вдоль бордюра впритык стоят машины, мимо которых едва протискивается фургон с продуктами для детсада или МАЗ–мусоросборщик.
Многим это знакомо. Утро. Из глубины двора гуськом выезжают три машины. Им навстречу едут четыре: МАЗ, продуктовый грузовик, такси и еще одна, в которой мать везет ребенка в детсад. Не разъехаться: кому сдавать назад? И как, если темно, снег и лед, пробуксовка и заносы, грозящие аварией? Пробка на час. Шекспировские страсти! А если, не дай бог, пожар?
Что подсказывает арифметика? Машины должны стоять не вдоль, а поперек, елочкой: их уместится вдвое больше. Освободится проезд, поскольку машины станут между деревьями. Да–да, на газоне. Кое–где на минских улицах идея уже реализована. На газонах–обочинах устроены небольшие, уложенные плиткой парковочные площадки на одну–две машины. Деревья растут, проезжая часть свободна. Хорошо!
Автовладельцам уже предложено и во дворах взять инициативу на себя. Организоваться и обратиться в ЖЭС, который поможет техникой и материалами. Идея не работает. Пусть не все деревья, но пару–тройку придется спилить. Их своими руками сажали жильцы, сегодня люди уже пожилые. Они за рулем не ездят и обычно не любят автовладельцев. Если те покусятся на деревья и газон, будут их личными врагами. Кому охота враждовать с хорошими, в общем, соседями.
Главная причина — деньги. Проект, земляные работы, техника, щебенка, плитка... — денег надо много. Но никто не знает сколько. В бедном ЖЭСе на тысячи парковочных мест явно не хватит. Платить надо автовладельцам. За что? Положим, я раскошелился на площадку. Приезжаю с работы — на ней чужая машина. Земля–то не моя. Завтра место займет еще кто–то. За такое удовольствие я не заплачу.
Это вообще не мое дело — парковки. Это забота районной власти, которой пора бы перейти к делу: обустроить наши дворы по стандартам XXI века, предполагающим машину в каждой семье и место для нее. Вижу два варианта. Пусть власть возьмет с меня налог и сама построит площадку возле дома, где я найду место днем и ночью. В это не очень верится: налог понравится не всем.
Лучше реализовать хотя бы один–два пилотных проекта на весь район. Скажем, для 5– и 9–этажного дома. На них–то деньги найти легче. И наглядно показать их эффективность. Машино–мест стало вдвое больше, хватило всем, земли они заняли мало, газоны и деревья почти не тронуты, стоило это не очень дорого. Нас надо убедить! Возможно, мы потратимся и поможем властям своим рублем. Задачка проста как дважды два, а никак не решается. Но с чего–то надо начинать. Происходящее в городских дворах просто нетерпимо! Немецкого бизнесмена, который 20 лет живет в Минске и восторгается городом, я спросил: «А что вам у нас не нравится?» Ответ: «То, что уборочная машина не может подъехать к мусорным контейнерам».