Убойная тема. 21.by

Убойная тема

18.04.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Готов ли мясной рынок работать по новым правилам?

Безопасность и экологичность продуктов питания сегодня главные требования в мире. Многие страны решают этот вопрос, пытаясь упорядочить отношения в цепочке “производитель — потребитель” на государственном уровне. Первого мая вступает в силу принятое в январе Минсельхозпродом Беларуси постановление “Об утверждении ветеринарно-санитарных правил содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах граждан”. Теперь убой крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей для последующей реализации мяса и продуктов убоя должен проводиться в специализированных организациях.

Без ажиотажа

На Брестском рынке торгуют не только представители района, но также продавцы из Кобрина, Каменца и даже Пружан.

За прилавками нынче как никогда многолюдно. И как никогда невысоки цены: хорошее сало — 25—30 тысяч рублей за кило, свиной бочок — 45—48, столько же стоят и мясистые ребрышки, лопаточную часть предлагают за 45—50, заднюю без сала — по 55—60, по аналогичной цене — филей и шею. Покупательского ажиотажа, впрочем, не наблюдается. Свежее мясо свиней, которых Антонина С. из Малоритского района выращивает на собственном подворье, привезла сюда за шестьдесят километров.

— До первого мая, — говорит пожилая женщина, — стараемся все распродать: ведь те денежки, которые нам придется платить за доставку живности на убой и непосредственно за саму процедуру (а это до миллиона на одной туше), придется закладывать в цену мяса. Кто ж его тогда купит?

— Наверное, придется живность сводить, — вторят ей супруги средних лет Андрей и Елена К. из Брестского района, в хозяйстве которых только свиней постоянно откармливается до двух десятков. — Где будет производиться убой, не совсем понятно.

Своего убойного цеха в Брестском районе нет. Действует подобный в СПК «Остромечево». Однако технология здесь рассчитана только на крупный рогатый скот.

Все заявки будут выполнены

Убой скота для жителей Прибужья будут производить цеха в близлежащих районах — Жабинке, Малорите, Каменце, Кобрине, заверили журналиста «НГ» в облпотребсоюзе. Сегодня цеха приводятся в надлежащий порядок с расчетом дополнительной нагрузки.

На такую перспективу председатель Жабинковского райпо Ирина Шейко смотрит в принципе с оптимизмом:

— Мы и раньше не отказывали никому, кто обращался к нам, даже жителям не столь близкой Пружанщины. Все заявки будем выполнять по записи, каждый килограмм живого веса обойдется в 2,8 тысячи рублей. В общем, проблем, думаю, не возникнет.

— Все наши шестнадцать боен, которые есть практически в каждом районе, к новшествам готовы, — отмечает заместитель председателя облпотребсоюза Владимир Тарасевич. — Так что сегодня можем все потребности населения в наших услугах удовлетворить. Проблему эту считаю частично надуманной теми, кто занимается перекупкой скота у крестьян, которые его выращивают. А если возникнут вопросы, меньше будем брать животных у хозяйств и больше — от населения.

К примеру, в соседней Украине, отметил Владимир Георгиевич, если фермер держит пару сотен голов скота, то он и свой убойный пункт имеет.

Главный государственный ветеринарный инспектор Брестского облсельхозпрода Виктор Карпович уточнил: подобные убойные площадки частники могут построить и у нас. В соответствии со всеми правилами они будут аттестованы, их владельцы заключат договоры с любой государственной ветеринарной службой. Оборудование для таких типовых площадок производится в России. Цена вопроса в белорусских рублях — один миллиард.

Заслон болезням

И все-таки сельчане, которым сложно отказаться от прибавки, что испокон веков приносил в семейный бюджет домашний скот, ломают голову: как же вклинить в отработанную цепочку «подворье — рынок» еще каких-то посредников, как состыкуются все эти лабиринты, чтобы на прилавок попала действительно свежина, а не утратившая товарный вид многострадальная путешественница. Да ладно еще зимой, а как быть жарким летом? И для чего сначала создавать проблемы? Чтобы потом мужественно преодолевать их — ведь раньше с выполнением ветеринарных требований никогда вопросов не возникало?

С контролем качества, к примеру, на Брестском рынке дела всегда обстояли строжайшим образом: прежде всего продавец обращается со своим товаром в лабораторию, которая находится в подчинении городской ветеринарной службы — она проверяет не только сопроводительные документы, справку о личном подсобном хозяйстве, санитарную книжку, но и делает необходимые дополнительные исследования доставленной на продажу продукции. В мясном секторе работает отдельно предусмотренный контролер, в штате рынка также имеется ветеринарно-санитарный врач, который в свою очередь выборочно проверяет, что же предлагает покупателю продавец, есть также инспектор для контроля торговых правил. В общем, отлаженная годами цепочка сбоев еще не давала.

— Всего для торговли мясом у нас отведено почти восемьдесят мест, — рассказывает об отработанных годами порядках директор Брестского рынка Александр Ивашкевич. — Для крестьян, которые занимаются выращиванием живности непосредственно на собственном подворье, стараемся держать их не менее десятка и прежде всего им идем навстречу, остальные отдаем в аренду предпринимателям. Все столы, где реализуется мясо, как и положено, с охлаждением.

Сегодня, — говорит Александр Ивашкевич, — запись на предоставление торговых мест на мясных рядах высока как никогда, предстоящими переменами люди напуганы. Однако свои прогнозы высказывает довольно-таки осторожно:

— Надеюсь, после первого мая все будет у нас прозрачно, что у каждого предпринимателя и физлица будет возможность убить скот на специально приспособленном для этого пункте, без проблем привезти его на рынок.

Со своей колокольни

В последние месяцы местные газеты пестрят объявлениями типа «Продается домашняя свинья мясной породы. Живым, убойным весом». Звоню по одному из номеров. На другом конце провода доброжелательный хозяин пригласил: приезжайте, все оформим в наилучшем виде, живым весом — 25 тысяч за килограмм, убойным — 38 тысяч, останетесь довольны.

Уважаемый даже в далеких от родных мест окрестностях военный пенсионер одного из поселков Брестского района Александр Иванович рассказал, что живность в общем-то для себя держит, а вот излишки продает: в год двух кабанчиков для семейного стола кормит, еще из двух толковая добавка к пенсии получается. При всем при этом на рынке торговать Александру Ивановичу нужды нет — постоянный покупательский контингент уже сложился: кто хоть однажды покупал у него домашнюю свежину, заказывает снова и снова. Поэтому новое постановление его нисколько не насторожило: все же идет на убой как бы для собственного стола.

Да и сверхприбылей он не имеет: хорошие корма — удовольствие, говорит, не из дешевых, затраченный труд при этом уж и не учитывается. Так что из четырех кабанчиков чистой прибыли — только два. А если уж и за убой пришлось бы заплатить, и за транспорт на доставку, и за место на рынке, — какой смысл тогда всем заниматься? В деревнях уже не многие держат коров. Теперь и от свиней будут отказываться.

Конечно, развитие в русле мировых тенденций альтернативы не имеет. Поэтому нужно выстраивать новые цепочки на товарном пути между производителем и потребителем. Сегодня главный вопрос — как согласовать, увязать воедино интересы всех участников этого рынка, чтобы польза была общая.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Готов ли мясной рынок работать по новым правилам?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика