Послание Президента стало актуальным сигналом всему обществу. Мне оно понравилось своей модернизационной, инновационной составляющей и прямым обращением к молодежи. Предельно структурированное, затрагивающее ряд концептуальных вопросов, Послание ставит новые задачи, и прежде всего в экономике и управлении. Всякая работа, если она продуктивна, представляет собой отточенную систему с четким распределением ролей, действий и усилий по достижению результата. Именно такой системой применительно к работе по раскрытию инновационного потенциала и является экономика знаний. «Беларуси нужна своя ниша в глобальной экономике знаний», — акцентировал Президент. Высказанные тезисы о том, что модернизация, информатизация и вовлечение молодежи в строительство государства являются необходимыми условиями повышения конкурентоспособности белорусского государства на международной арене, сегодня абсолютно актуальны. Ключевое звено здесь — креативное мышление, раскрытие творческого потенциала личности, особенно это касается молодых. Сегодня необходимо дать новый толчок развитию общества, на основе новых идей и с помощью новых людей. Что означает новое управление? И главное, зачем оно необходимо?
...Волна экономического кризиса, охватившая в последние годы Западную Европу, обнажила несостоятельность традиционных подходов к социальной экономике, приведя к необходимости ревизии существующих взглядов на основные ее положения. Государство более не может выполнять социальные гарантии, ставшие нормой в эпоху докризисного процветания. Нужны новые источники экономического роста, который стал бы залогом стабильности и процветания государства. Наиболее же эффективным способом его достижения является инвестирование в человеческий капитал. Что снова приводит к необходимости проведения социального уклона в экономике. Замкнутый круг? Отнюдь, скорее свидетельство того, что патронат в экономической сфере в нынешнем виде исчерпал себя. Вместо того чтобы противопоставлять его ответственности, следует задуматься над тем, как соединить эти альтернативы воедино. Социальная политика будущего должна быть направлена на формирование личной ответственности в каждом человеке посредством инновационного подхода к государственному регулированию.
Последствия действующей социальной политики легко усматриваются даже в ее критике. Митингующие, праздно–недовольные и кухонные критики спешат воплотить себя всецело в акте негодования, ни на секунду не задумываясь о том, как исправить ситуацию. Практикуемый социальный патронат как антитеза личной ответственности привел к тому, что люди перестали работать и думать самостоятельно. Неспроста в последнее время часто слышится понятие «кризис идей» — сытое и довольное общество перестало помышлять о дальнейшем развитии социально–экономической модели, наивно полагая, что сегодняшняя ее ипостась есть наивысшая точка развития. С остановкой развития мысли остановился и прогресс, что естественным образом привело к стагнации. Таким образом, можно диагностировать источник проблемы современного общества в нем самом, в нехватке личной инициативы, в отсутствии привычки думать самостоятельно, отсутствии амбиций и стремлений — в нежелании самим брать на себя ответственность.
Среди приверженцев либерально–демократической модели развития большой популярностью пользуется клише «нести свободу людям». При этом забывается, что свобода есть состояние, при котором субъект сам является определяющим фактором своих действий, она суть самостоятельность, следовательно, нельзя освободить человека — этого состояния для себя может добиться только он сам. Так как же — возвращаясь к основному дискурсу — добиться от граждан проявления самостоятельности и ответственности, если эти качества достигаются лишь собственной волей? Что ж, их нельзя привить, но можно поспособствовать их проявлению — не заставлять, но мотивировать людей. В этом ключе государство должно выступать в роли менеджера, основная цель которого по отношению к своим гражданам — раскрытие их потенциала. Обращаясь к словам ведущего специалиста в сфере менеджмента Тома Питерса, — обществу нужны люди, обладающие незашоренным мышлением. Именно такие люди, сплачиваясь в группы и оказываясь на нужных местах, создают человеческий капитал, основу функционирования и развития передовой экономической модели современности — инновационную экономику, или экономику знаний.
Эта система экономических отношений сводится к внедрению и применению инноваций в самой экономике и производстве, в развитии и повсеместном использовании самых современных технологий, в поощрении и обеспечении научной деятельности, в создании эффективной и доступной системы образования, в повышении качества жизни, росте и развитии знания, работе в едином информационном пространстве. Ее конечный итог — постоянное технологическое совершенствование, производство и экспорт высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Прибыль в данном случае создается не на уровне материального производства, а на уровне идей — посредством интеллекта новаторов и ученых и информационной сферы. Таким образом решается проблема денежных поступлений в государственную казну — даже при невысокой ставке налога ввиду высокой прибыли от инновационной деятельности формируется стабильный госбюджет. Его же средства в первую очередь должны использоваться не на поддержание убыточных в социальном плане проектов. Но на создание конкурентоспособной инфраструктуры регулирования в сфере образования, науки, коммуникации. Эти меры не позволят полученному благосостоянию быстро исчерпать себя, вместо этого замкнув социальную политику на процессе воссоздания все нового качественного человеческого капитала, внося тем самым вклад в процветание и развитие всего общества.
Для того чтобы дать новый толчок развитию общества, государство должно быть не просто гарантом соблюдения прав и обязанностей граждан, как это было раньше, но также стать активным субъектом социальных отношений. В первую очередь это подразумевает взаимодействие государства и индивида на стадии формирования личности. Ввиду того что основной массив знания, стереотипов и моделей поведения закладывается в человека в период его взросления, именно он представляет собой наиболее благодатную почву для положительного воздействия. Оно ни в коем случае не должно носить принудительный характер. Важно помнить, что главная цель — формирование ответственности, инициативы и знаний в индивиде, превращение его в личность, а вовсе не в зомбированный «винтик» системы. Это приводит к необходимости создания масштабной государственной программы по работе с молодежью, которая была бы для нее привлекательной. Возможности для мотивации человека следует искать в его собственных интересах. Что же в чести у современной молодежи?
Не секрет, что в последние годы все большее значение в ее жизни принимает активность в интернете. Потерянное поколение — говоря словами Хемингуэя, — не видя возможностей реализовать себя в реальной жизни, спешит воплотиться в ее виртуальном суррогате, предпочитая реальным успехам количество «лайков» напротив своих замечаний и фотографий. Но у медали две стороны, и сложившаяся тенденция свидетельствует также о повальной информатизации населения, дающей возможность эффективного информационного взаимодействия между государством и обществом и развитию G2C–системы (государство–гражданин, Government to Citizen). Среди таких возможностей — создание информационных центров по работе с населением в сети, которые обеспечили бы быструю обратную связь в сфере социального регулирования. Более того, это возможность создания новых общественных и молодежных организаций в социальных сетях, чья прямая задача состоит в активной работе с людьми. Такие объединения в соответствии с разработанной программой действий занимались бы поиском и прямым привлечением в свои ряды молодых людей через социальные сети и иные средства коммуникации в интернете. Их задачей будут являться диалог с населением, помощь в самоопределении и предоставление информации о перспективах того или иного вида деятельности в нашей стране. А также мотивация и поддержка в ее осуществлении, помощь в установлении необходимых связей и знакомств. Иными словами — комплексный и индивидуальный подход к развитию личности и утверждению ее качеств на службе общества.
Помимо этого, следует также учредить организации, которые занимались бы проведением научных конференций, форумов, «круглых столов» с привлечением школьников и студентов. Ставя перед собой задачу — обсуждение тех проблем, которые были бы обозначены в ходе онлайн–дискуссий, подобные собрания занимались бы сведением забот молодежи воедино с потребностями государства, опираясь на критерий целесообразности, критически обсуждались бы злободневные вызовы, стоящие перед обществом. Таким образом, поощряя творческий подход и культивируя личную инициативу, государство воспитает такое поколение, которое с юношеских лет будет вовлечено в общественную жизнь, внесет свою лепту в развитие общества и тем самым будет нести личную ответственность за его судьбу.
Краеугольным камнем такой системы должен стать инновационный институт анализа, оценки и формирования приоритетов в сфере государственного регулирования. Именно в его компетенции окажется разработка конкретных мер по достижению поставленной задачи. На сегодняшний день этим требованиям наиболее полно соответствует концепция нового образца — форсайт. Эта система представляет собой попытку определить долгосрочные перспективы в сферах науки, технологий, экономики и общества, чтобы скоординировать на их основе принятие решений в настоящем. Я вижу в форсайте возможность творить будущее своей волей, не полагаясь на переменчивые ветры истории. А потому всерьез рассматриваю возможности создания такого рода организации в нашей стране с целью осуществления анализа, прогнозирования и написания «Дорожных карт» во всех стратегических направлениях развития.
...Собственно, начало такой работе уже положено через проект «Умные сети», предусматривающий привлечение талантливой молодежи к обсуждению злободневных задач. Все мы, обретя единство и сотрудничество, обретя знание, сможем построить то общество, которое сами захотим, и ту экономику, будь то экономика знаний или следующая ступень ее развития, которая будет для нас наиболее благотворной. Хорошо, что эта актуальная тема нашла отражение в Послании Президента.
Роман ДУБОВЕЦ, студент БГУ.
Советская Белоруссия №75 (24212). Вторник, 23 апреля 2013 года.