Информационный центр АЭС был закрыт, а его сотрудники «отправлены в командировку» в связи с заранее заказанной в инфоцентре экскурсией молодых экологов товарищества «Зеленая сеть». Островецкая площадка в день экскурсии была оцеплена милицией и сотрудниками в штатском, а вокруг инфоцентра курсировали пожарная машина, милицейская «перевозка» и другой служебный транспорт.
Экскурсия была заявлена для группы молодых экологов — студентов летней школы «Зеленой сети». На правах товарища этой организации я позвонила с домашнего телефона в инфоцентр АЭС в Островце за неделю до планируемого визита, предварительно отправив туда электронное письмо. Инфоцентр АЭС принимает группы только по предварительной заявке. Сотрудник инфоцентра Эдуард Свирид любезно поинтересовался, с кем из специалистов ГУ «Дирекция строительства белорусской АЭС» молодые экологи хотели бы встретиться, и согласился ответить на наши вопросы, назначив нам время приема в инфоцентре на 15.00 12 июля.
Студенты летней школы подготовили вопросы сотрудникам инфоцентра и хотели попросить их об организации экскурсии непосредственно на площадку строительства Островецкой АЭС. Инфоцентр АЭС в Островце позиционирует себя как организацию, главная цель которой — информирование всех заинтересованных об атомной энергетике и о строительстве АЭС в Беларуси. Именно для этого студенты решили отправиться в инфоцентр — для получения информации о строительстве АЭС из первых рук.
Однако экскурсии не получилось.
Перед выездом в инфоцентр я позвонила Николаю Уласевичу — координатору общественной кампании «Островецкая атомная — это преступление!», живущему в деревне Ворняны, в четырех километрах от Островецкой площадки, чтобы узнать, не сможет ли он встретиться со студентами.
«Я сегодня уже с утра под наблюдением! — сообщил Уласевич. — Возле дома стоит машина с сотрудниками местного КГБ».
Уласевич не знал, что мы к нему приедем, да и мы сами еще не знали, но об этом почему-то знало местное КГБ.
«Я сначала думал, что Лукашенко сюда едет, — рассказал Уласевич. — Обложили меня со всех сторон, рядом с площадкой поставили гаишников».
По словам Уласевича, один из сотрудников, сидящих в машине, нехотя сообщил ему, что «сюда едут ваши сторонники, будут акцию проводить».
По прибытию в инфоцентр мы увидели, что он закрыт, а на двери висит объявление: «В связи с командировкой специалистов, 11-19 июля 2013 года информационный центр работать не будет. Приносим извинения за причиненные неудобства». Мы сфотографировались на память возле двери с объявлением и решили отправляться в гости к Уласевичу — будет теперь он нашим инфоцентром.
Через 5 минут на парковку перед зданием кинотеатра, в котором находится инфоцентр, приехала милицейская перевозка с зарешеченным отсеком и белый «Опель» с милиционером в форме за рулем. Вокруг ездили еще пару служебных машин, включая пожарную.
Мы на трех легковых машинах выехали из Островца в сторону Ворнян, и с этого времени у нас на хвосте висел тот самый гражданский «Опель» с милиционером за рулем. Идентифицировать его было просто — по позолоченным колпакам на колесах.
Пока разговаривали с Уласевичем у него дома, в метрах пятидесяти, так, чтобы не было видно с улицы, стояли наши преследователи на двух служебных машинах.
Николай Михайлович рассказал нам, что говорят о строительстве АЭС рабочие — что в фундаменте обнаружены трещины, что на стройке недавно была забастовка, но она закончилась, так как рабочим увеличили зарплаты с прежних 2-3 миллионов рублей до 4-х и выше.
По поводу трещин Уласевич направлял запрос в ГУ «Дирекция строительства белорусской АЭС» и даже получил ответ, где говорилось о том, что в фундаменте АЭС трещин не обнаружено.
Когда мы направились из Ворнян в сторону площадки, чтобы проехать по новой дороге Гоза — АЭС, а заодно издали посмотреть на место строительства белорусской атомной электростанции, на хвосте остался один только белый «Опель».
На новой дороге водители встречных машин предупреждали нас о том, что дальше стоит ГАИ. Наша колонна проехала, но гаишник остановил только меня. Я припарковалась за попавшимся в милицейские сети МАЗом, груженным песком, очевидно только выехавшим с площадки.
«Вы же не ради меня здесь стоите?» — задала гаишнику провокационный вопрос.
«Нет, конечно!», — дружелюбно отвечает он.
«Кого ловите? И почему рядом с площадкой строительства АЭС? — продолжила я. — Неужели пьяных водителей со стройки?».
«Бывает, позволяют себе расслабиться», — загадочно ответил гаишник.
«И много таких за день?» — спросила я. «Не очень много», — гаишник был лаконичен.
Пока мы разговаривали с гаишниками, наши преследователи пошли справлять свои нужды в колосящиеся хлебами поля. Но стоило мне завести двигатель и включить фары, как они уже бежали к «Опелю» с разных сторон, придерживая свои одежды.
Мы проехали еще десяток километров, и я решила пропустить наших коллег, так как и самой захотелось выйти в чисто поле. «Опель» остался караулить нашу машину. Но на заправке, в 40 километрах от Островца, у меня сдали нервы. Я подошла к «Опелю» и спросила: «А вы до самого Минска будете за нами ехать?». Ответы были противоречивыми: «Мы за вами?» и «До самого Минска».
«Тогда вам нужно заправиться, дальше заправок не будет», — посоветовала я. «Вы о нас не беспокойтесь, у нас своя работа», — ответили мне. Еще через 20 километров, уже в Минской области, «Опель» исчез.
Они очень ждали от нас несанкционированной акции протеста, но это не входило в наши планы. Они очень хотели увидеть баннер возле инфоцентра или прямо на площадке. А мы всего лишь планировали помочь студентам получить ответы на свои вопросы из первых рук.