Связи и интеграция. 21.by

Связи и интеграция

17.08.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Александр Суриков: «Межрегиональные связи дополняют межгосударственную интеграцию» 

Сегодня мы завершаем публикацию материалов проекта «Единое экономическое пространство: интеграция регионов». Начиная с января 2013 года на вопросы нашей газеты ответили около тридцати руководителей регионов России. Наш сегодняшний собеседник — Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр СУРИКОВ (на снимке)

— Александр Александрович, на IX Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, проходившем минувшей осенью, подчеркивалась мысль о том, что в условиях Единого экономического пространства пришла пора выстраивать эффективные межрегиональные индустриальные кластеры. Какие вам видятся перспективы в этом направлении межрегионального сотрудничества России, Беларуси и Казахстана? 

— Говорить о кластерах в контексте межрегионального сотрудничества непросто в силу гигантских расстояний между регионами России, Беларуси и Казахстана, хотя такая тема имеет право на существование. Кластер — это южнокорейское экономическое изобретение. Территория Южной Кореи, как известно, небольшая, поэтому там на относительно небольших площадях монтируется производство высокотехнологичной продукции со всеми вспомогательными процессами. В Едином экономическом пространстве также есть отрасли, где расходы на логистику не очень большие. Так что можно посмотреть, в каких отраслях кластерная система может использоваться в контексте евразийской экономической интеграции. Но мне в данном случае больше импонирует говорить о совместных предприятиях трех — казахстанских, белорусских, российских — партнеров. Хотя, повторюсь, и тема совместных межрегиональных кластеров является актуальной. 

Отправной точкой в этой теме должно быть понимание того, что на уровне двусторонних экономических отношений межгосударственное и межрегиональное сотрудничество России и Беларуси достигло очень приличного уровня: в 2012 году товарооборот между нашими странами составил 44 миллиарда долларов. Аналогичную оценку можно дать, характеризуя межгосударственное и межрегиональное взаимодействие России и Казахстана. Но развивающаяся интеграция трех стран, в том числе Единое экономическое пространство, подталкивает к мысли о том, что неплохо было бы смонтировать экономические действия в целом ряде отраслей на уровне регионов трех стран. 

И второй отправной момент заключается в том, что, честно говоря, мы сильно потеряли в 90-х годах прошлого века в развитии индустриального облика наших стран. Россия сегодня занимает в мировом рейтинге место между 55-м и 60-м по производству в обрабатывающих отраслях добавленной стоимости на душу населения. Китай при своем колоссальном населении занимает место ближе к 50-му. Беларусь по этому параметру — повыше. Поэтому для придания процессам реиндустриализации в наших странах необходимых импульсов хорошо было бы задействовать и межрегиональное сотрудничество. 

Дело в том, что у государства, как правило, «руки доходят» до системообразующих отраслей: добычи и транспортировки нефти и газа, освоения крупнейших месторождений полезных ископаемых, тяжелого и энергетического машиностроения, авиа- и автомобилестроения. Здесь все ясно и понятно. Но этим перечнем не исчерпывается индустриальный облик любого государства. Есть еще легкая промышленность, в которой мы явно отстаем, как и в делах, связанных с сельхозпереработкой. Не говорю о строительных материалах и самой сфере строительства, о производстве изделий из пластмасс. Этот перечень можно долго продолжать. Вот здесь есть огромное поле деятельности для межрегионального сотрудничества. Все равно у государства здесь руки до всего не дойдут. Да и не могут дойти. Это дело бизнеса. 

Есть, правда, сложности взаимодействия бизнесов — казахстанского, российского и белорусского — в части собственности. В Беларуси все-таки 70 процентов добавленной стоимости производится на госпредприятиях, а в России и Казахстане — значительно меньше. Но это преодолимое препятствие. Это же не МАЗ или КамАЗ, которыми мы занимаемся на государственном уровне. Здесь актуален вопрос, как построить взаимодействие регионов, чтобы они дополнили действия наших государств, в первую очередь в интеграционных процессах, продвижении идеи интеграции для широкого круга населения. В том числе приграничных регионов. Это — первое. И второе: регионы должны дополнить усилия для более мощного поступательного движения к восстановлению индустриального облика трех стран. А все остальное — надо смотреть. Например, та же легкая промышленность, где есть база: овцеводство — в ряде регионов России и в Казахстане; переработка — в России и Беларуси. Следует подумать, как увеличить поголовье и настричь шерсти побольше, как построить шерстемоечные фабрики, переработать шерсть в ткань и пошить из нее то, что будет пользоваться спросом. Я так понимаю, что все это может быть организовано именно на региональном уровне. И Беларуси это выгодно, и России, и Казахстану. Надо только озадачиться этим экономическим постулатом о восстановлении индустриального облика своих стран и постулатами взаимодействия, чтобы выстроить схему сотрудничества. 

А в итоге, используя двусторонний российско-белорусский опыт межрегионального сотрудничества, надо задействовать трехсторонние региональные возможности с целью подъема индустриального облика трех наших стран в этом интеграционном процессе. Думаю, что до конца текущего года мы эту тему обязательно обсудим. 

— Опыт сегодняшних процессов в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана показывает, что здесь уже наработаны механизмы трехстороннего взаимодействия на высшем и высоком уровнях, о чем свидетельствуют регулярные встречи глав государств и правительств трех стран. Но практически отсутствует координация трехсторонних встреч на уровне глав регионов, что не может не отражаться на темпах и качестве межрегионального российско-белорусско-казахстанского взаимодействия. Учитывая тот факт, что Россия является основным звеном этой интеграционной «тройки», какие инициативы могут быть предложены российской стороной для активизации усилий в данном направлении?

— Да, на уровне трех государств уже создана Евразийская экономическая комиссия, которой переданы определенные наднациональные полномочия. И она уже неплохо работает. Сейчас важно только не торопиться, не опережать события. И все станет на свои места. Все изъятия и преференции будут исключены. На уровне двустороннего межрегионального взаимодействия также все более или менее работает в устойчивом режиме. Так, что касается российско-казахстанского регионального сотрудничества, то там президенты двух стран ежегодно проводят сбор руководителей приграничных областей. На белорусском треке, при наличии более плотного экономического взаимодействия по сравнению с российско-казахстанским, взаимодействия на таком уровне еще нет. И нет его пока в трехстороннем региональном формате. То, что в наших силах, мы постараемся сделать. И в этой связи вполне реалистична перспектива проведения в 2014 году первого форума межрегионального сотрудничества России, Беларуси и Казахстана. Тем более что интеграционные процессы в рамках будущего Евразийского экономического союза идут достаточно плодотворно и динамично. И в межрегиональном аспекте нам не хотелось бы отставать. Ведь межрегиональное сотрудничество не отменяет, а только дополняет межгосударственную интеграцию. 

— Известно, что осенью 2013 года в Могилевской области планируется проведение Первого форума регионов России и Беларуси, посвященного вопросам продовольственной безопасности. Возможно, имеет смысл пригласить на него в качестве наблюдателей представителей регионов Казахстана? Это могло бы положить начало хорошей традиции трехсторонних встреч на региональном уровне… 

— Да, этот форум будет проходить по инициативе Парламентского собрания России и Беларуси. И представительство на нем ожидается весьма высокое. Считаю данное предложение — пригласить на этот форум в качестве наблюдателей депутатов парламента Казахстана для накопления опыта межрегионального трехстороннего взаимодействия — разумным. Мы эту идею доведем до наших законодателей и попробуем обсудить ее с нашими белорусскими партнерами. 

— Очевидным резервом усиления межрегионального сотрудничества в рамках Единого экономического пространства является медийная сфера, которой, как нам кажется, участники этих интеграционных процессов еще не уделяют должного внимания. В итоге складывается такая ситуация, когда «сверху» необходимые интеграционные решения уже приняты, а вот «снизу» их поддержка слегка запаздывает. Ясно, что полноценная поддержка «снизу» последует тогда, когда буквально каждое средство массовой информации, начиная с районного, городского, областного уровней в России, Беларуси и Казахстане сделает тему региональной интеграции трех стран в Евразийском экономическом союзе одной из основных для себя. Какие инициативы в этой связи могла бы предложить российская сторона? 

— Чтобы добиться признания интеграционных процессов в обществе, необходимо сделать так, чтобы общество было информированным об этих процессах. У нас в этом отношении есть неплохой опыт и в Содружестве Независимых Государств, и в Союзном государстве Беларуси и России, где есть свои и телевидение, и радио, и пресса. И это хорошо. Но львиная доля региональной аудитории — это все-таки читатели городских, районных, областных газет. Есть в регионах и местное телевидение, радио. Но туда идеи трехсторонней и двусторонней интеграции еще в должной степени не продвинулись. На стыке интересов регионов России и Беларуси это просто надо делать, и никаких особых препятствий мы здесь не видим, чтобы в приграничных газетах, скажем, Белгородской, Брянской, Смоленской, Псковской, Витебской областей, регулярно появлялись совместные информационно-интеграционные вкладки. Еще один резерв — 84 города-побратима в России и Беларуси, в каждом из которых есть свои средства массовой информации, которые могли бы активнее настроиться на интеграционную тематику. С казахстанской стороной этот вопрос еще требует обсуждения, так как ни в одном из 17 имеющихся соглашений по формированию Евразийского экономического союза речь о средствах массовой информации пока не идет. Думаю, что данную тему можно было бы затронуть хотя бы частично на уже упоминавшемся выше Первом форуме регионов России и Беларуси и обсудить ее с депутатами. 

— И последний вопрос. Александр Александрович, как вы в целом оцениваете сегодня темпы развития межрегионального сотрудничества в трехстороннем формате России, Беларуси и Казахстана? 

— В трехстороннем формате все можно оценивать достаточно высоко, если исходить из уровня действующего двустороннего взаимодействия стран, входящих в Единое экономическое пространство. Но если говорить о, собственно, трехстороннем сотрудничестве регионов России, Беларуси и Казахстана, то его освоение находится еще в самом начале пути, ибо два двусторонних взаимодействия не тождественны одному трехстороннему. Здесь еще предстоит пройти свой путь, чтобы подкрепить усилия государств, властей трех стран, их политическую волю и поставить трехстороннюю интеграцию на более прочный общественный фундамент. Это надо делать через межрегиональное сотрудничество и движение побратимства в трехстороннем формате. И надо активно двигаться в этом направлении, чтобы получить реальный эффект от проведения данной региональной интеграционной политики уже в ближайшем будущем.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Посол России: Связи регионов дополняют «большую» интеграцию
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика