Если в каком-нибудь уголке Бреста не бываешь с полгода, то при новом посещении тебе встретятся перемены: либо что-то разрушают под последующую застройку, либо новодел уже возведен и изменил обличье улицы.
Декорации нашей среды меняются стремительно. Говорят, минский проспект Независимости выстроен так гармонично и вошел в классику архитектуры потому, что строился единовременно, и это обусловило сотворение целостного ансамбля. Брест прирастает и перестраивается тоже в очень короткий исторический срок. Но как этот строительный марафон его формирует? Невозможно не задуматься об этом, снова и снова натыкаясь на очередной авральный забор или руины исторической застройки.
Архитектура - такой редкий вид искусства, разминуться с которым не удается. Можно не смотреть картины и не слушать музыку, но не ходить по улицам, не улавливать дух фасадов и интерьеров невозможно. Так что все мы тут знатоки и ценители, коль призваны любить свой город не вслепую, а со знанием дела.
Давно живу в Бресте и имею на него свою точку зрения, но для газеты решила поговорить со специалистами. Они же способны компетентно разбираться в достижениях и просчетах меняющейся городской обстановки. Но где это смогли бы сделать беспристрастнее и объективнее, как не в научной сфере? Посему моими собеседниками стали заведующая кафедрой архитектурного проектирования и рисунка Брестского технического университета Татьяна Панченко и две студентки-старшекурсницы Татьяна Никитчик и Алина Мешик.
Поначалу наша высокоинтеллектуальная беседа слегка провисла на подтяжках толерантности. Критиковать труды коллег-современников, вторили за преподавательницей студентки, не очень-то этично:
"Когда знаешь и понимаешь, какой кропотливый процесс представляет собой разработка проекта, сколько надо учесть разных нюансов и уложить их в единое целое, какая ответственность лежит на архитекторе, проникаешься огромным уважением к этому специалисту и всегда прежде всего думаешь, что его заставило принять то или другое архитектурное решение".
Еще один постулат толерантности заключался в высказывании, что у горожан разные вкусы: одному нравится то строение, другому это, и всем не угодишь. Ну и, конечно, главным архитектором городской среды, как верят прагматичные профессионалы, закономерно является экономика.
Пришлось мне, воспитанной еще в том понимании, что у гармонии есть определенные объективные законы, подкреплять тему вопросом комфортности и человеческого фактора. А вообще, по крайней мере стало понятно, на каких компромиссных "китах" сегодня нетрудно выплывать и застывать в камне тем сиюминутным интересам, за которые когда-то будет стыдно перед потомками.
Наверное, самый больной вопрос современного строительства, и не только в Бресте - привязка зданий к местности, совмещение нового с уже существующей застройкой. Сплошь и рядом получается так, что новодел сам по себе неплох или даже хорош, но его так"вломали" в просвет квартала, что он обезобразил местность, а местность - его. Вот уж не думала, что кто-то станет защищать наглядный пример такого ляпа, что навис, как гора, на узкой улице Маяковского под номером 21. Знакомый архитектор не для печати рассказывал, что по этому адресу давалось компетентное "добро" на возведение не более трех этажей. Но воплощенные аппетиты застройщиков взметнулись ввысь на целых восемь ярусов и растянулись вширь аж на квартал!
Однако, на профессиональный взгляд Татьяны Панченко, сей объект как раз решен в классическом стиле и по этажности дискомфорта не вызывает. Это, по словам собеседницы, достигнуто грамотным решением первого этажа, пластика которого убирает визуальную нагрузку.
Еще успешнее такой прием, заметила преподавательница, воплощен в застройке на улице К. Маркса в месте ее "впадения" в проспект Машерова. Многоэтажное в глубине квартала строение к улице сходит ярусами, понижаясь до двух этажей. И потому не будет никто из горожан спорить с таким подходом, здание хоть и вместительное, но обходительное и деликатное, и городские каменные старожилы вполне безмятежно приняли его в свои ряды.
И уж совсем достигли мы с учеными оппонентами согласия в волнующей теме, когда заговорили об иранском деловом центре на углу улиц Советской и Маяковского.
"Я считаю, что витебчане, которые делали этот проект, совершили профессиональный подвиг. Если учесть, из какого запущенного долгостроя пришлось исходить конструкторам, архитектурный подход в решении объема граничит с гениальностью", - сказала Татьяна Александровна.
И вправду, ступенчатый комплекс "восточного городка" и сам по себе приятен взору, и окружающее пространство раскрывает, а не давит. А как важно, чтобы строения не подавляли человека, чтобы были соразмерны его физическим возможностям, законам психологического восприятия и перекликались бы с гармоничными законами мироздания.
Казалось бы, из-за скромных достижений в архитектурном облике Бресту надобно особенно бережно обращаться с теми немногими замечательными строениями, которые оставили нам более талантливые времена и люди. Но переделочный зуд весьма бесцеремонен. Уж сколько его принял на себя многострадальный железнодорожный вокзал, а его внешний облик испортить-таки трудно. Ну так, недоумевают горожане, достойные восхищения очертания вокзального здания почему-то понадобилось заслонить высокими арочными навесами над железнодорожным полотном. Теперь с Варшавской стороны невозможно увидеть гармоничное архитектурное творение целиком, только - фрагментами или уж совсем вплотную к стенке.
Поскольку отдельных новых строений очень много, их уже можно укладывать в тенденцию. Каждому-каждому брестчанину есть что сказать про омоложенную до неузнаваемости улицу Советскую. Прежде всего, трудно от кого-нибудь услышать доброе слово в адрес малых архитектурных форм, которые в народе называют "надгробьями". Нарезанное острыми углами пространство вкупе с выносными питейными столиками заставляет пешеходов двигаться заячьим зигзагом, что крайне мешает ощутить благодарность к тяжкому труду проектировщиков.
Что до больших архитектурных форм, то, на мой взгляд дипломированного художника, к ним в квартале от ул. Буденного до ул. Дзержинского применен тот же подход: максимальная раздробленность при минимуме удобства. Хоть дома стоят впритык друг к другу, но каждый из них будто в упор не видит своего соседа. Какая крикливая ярмарка отдельных, не увязанных меж собой элементов! Ссорятся между собой будто случайно понавешенные фризы, карнизы, колонны, мансарды, балконы, крыши, лестницы… В музыке это называется какофония. В архитектуре сия стихия перерастает в кич. Если детали не увязываются в гармонию, то лучше без них! Кто бы мог подумать, что намозоленному улицей Советской глазу так приятно будет отдохнуть на проспекте Машерова, на простом, без затей и претензий, но цельном здании "Белтелекома"! И это еще не все архитектурные откровения нашей центральной улицы. Ведь наверняка кто-то из специалистов согласовывает размещение вывесок и рекламы, которые буквально облепили раздробленную архитектуру, как мухи бутерброд с вареньем! Плюс явный избыток фонарей, минус нормальное озеленение.
Если же побывать внутри кричащих строений и почувствовать, что их содержимое тоже все раздроблено на незнакомые друг с другом мелочи в виде торговых лавочек со случайным товаром, приходят не лучшие обобщения: да это не Советская, это - воплощенная философия!
Вы замечаете, как из жизни уходит цельность, как общие понятия дробятся на отдельные мнения, народное хозяйство - на частный бизнес, торговля - на спекуляцию, знания - на цитаты из интернета, народы - на диаспоры? Грубо говоря, лично у меня от кичливо-рваного духа закипают мозги, и я поберегу их неглядением по сторонам. Но молодежь, которая воспринимает то, что видит, как должное, формируется этой средой по полной программе. Не зря говорят, что архитектура - это философия, застывшая в камне. Вот где главная ответственность. Хотя, конечно, действующим архитекторам тоже есть что порассказать себе в оправдание. Не так, чтобы под своей фамилией, но "не для прессы" ваятели фасадов упоминают и про диктат меркантильности, и про "замыленность" глаз у членов градостроительного совета, и про вольное обращение подрядчиков с готовым проектом. То есть строители могут построить два этажа строго по задумке архитектора, а дальше пуститься в самодеятельность в сторону упрощения как своей задачи, так и облика здания. И, как ни странно, в такой ситуации далеко не факт, что архитектору удастся отстоять свой замысел.
Еще один перл городского лица - торговые центры быстрого приготовления, которые профессионалы называют декорированными сараями. Эти гипер- и супермаркеты клепают во всем мире, но там прячут их где-нибудь поглубже или на окраинах. У нас, судя по размещению на самом виду, это особый предмет гордости. Когда едешь по улице Московской, натыкаешься взглядом на занявший триумфальную позицию новый торговый комплекс "Закрама". Его ни на что не претендующая архитектура победоносно подчеркнута вычурно-дерзким цветом. Тоже философия: и пижама может быть яркой, но только в ней не ходят по центральным улицам.
Эх, город, когда ты повзрослеешь? Пока что бурно растущий Брест похож на не вмещающегося в рукава акселерата, гардероб которого трудно сложить в комплект. Есть отдельные удачные приобретения. Например, элитная гостиница "Эрмитаж" и ее привязка в уютном районе или жилой дом на улице Суворова, оптимально красующийся возле троллейбусного кольца и размером, и пропорциями, и архитектурой.
Когда хотим - можем. Но действительно ли мы хотим того, что натворили с городом, переиначиванию которого конца не видно?