Сергей Николюк. Эксперт НИСЭПИ с 2006 года. Родился в 1952 году в Ко-строме. Как и многие аналитики своего поколения, не имеет профессиональ-ного образования (окончил химфак БГУ в 1974 году), но видит в этом поло-жительную сторону: по его мнению, отсутствие привязки к определенной школе означает и отсутствие шор. В отличие от молодого поколения профес-сиональных политологов весьма скептически относится к западному гумани-тарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов «Левада-центра».
22 октября президиум Совета министров рассмотрел проект прогноза социально-экономического развития на 2014 год. Приведу две ключевых для дальнейшего рассуждения цитаты, позаимствованных на сайте Совмина:
«Номинальная среднемесячная заработная плата согласно прогнозу может достичь $628 в эквиваленте. Николай Снопков отметил, что для сбалансированности внутреннего развития и снижения инфляции темп роста реальной заработной платы (104%) не превысит темпа роста производительности труда по ВВП (106%)».
«На текущий момент в прогнозе 2014 года пересмотрен уровень инфляции до 14,5% (декабрь к декабрю). Это обусловлено реализацией в плане стабилизации задачи по сокращению перекрестного и бюджетного субсидирования и повышения уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги до 50%, а также ростом цен на транспорт».
Факты и ничего кроме фактов
Согласно многолетним данным НИСЭПИ, между электоральным рейтингом Лукашенко и изменением реальных денежных доходов белорусов существует тесная связь (табл. 1). Из общего правила, однако, имеется исключение — 2009 год. Белорусы в год мирового финансового кризиса проявили гражданскую сознательность и не переложили ответственность за четырехкратное снижение темпов роста своих доходов на главу государства.
Что касается 2002-2003 и 2011 годов, то, как ни старались государственные СМИ, перевести стрелки на правительство им не удалось. Не зря же Лукашенко неоднократно называл себя политиком лично ответственным за все происходящее в стране. В частности, в марте 2003 года на вопрос «Недавно А.Лукашенко обвинил правительство в том, что оно «залезло в карман населения, не положив туда ничего». Одни считают, что правительство действительно виновато, другие — что виноват сам президент, поскольку правительство выполняет его указания. А как считаете Вы?» ответы респондентов распределились следующим образом: «виноват президент» — 52%, «виновато правительство» — 32% (16% затруднилось с ответом).
Тут следует напомнить, что в марте 2003 года электоральный рейтинг Лукашенко составил 26,2%, что являлось на тот момент историческим минимумом. Перекрыт он был лишь в сентябре 2011 года (20,5%).
Таблица 1. Реальные денежные доходы населения (РДДН) в процентах к предыдущему году и электоральный рейтинг президента Лукашенко (ЭРЛ).
* среднее значение за год ** РДДН — за январь-август, а ЭРЛ — среднее значение за три квартальных опроса
К хорошему привыкают быстро. Белорусский вариант хорошего — это двузначные темпы роста реальных доходов населения. И потому скромные планы правительства на 2014 год могут легко обернуться ремейком 2002-2003 годов.
По мнению министра экономики Снопкова, рост реальной заработной платы на 104% означает достижение номинальной среднемесячной зарплаты $628 в эквиваленте. Но тут есть арифметическая проблема. Обратимся к официальным данным Белстата: «Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций республики (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе — июле 2013 года составила 4 868,9 тыс. рублей, в том числе в июле — 5 450,2 тыс. рублей».
В последний рабочий день июля доллар в Беларуси стоил 8800 рублей. С помощью калькулятора совершаем простенькую операцию и находим, что среднестатистический белорус уже в июле 2013 года зарабатывал 620 долларов в эквиваленте. Между прочим, реальная зарплата в июле относительно июня увеличилась на 4,6%. Правительство же на весь 2014 год запланировало +4%!
Тут что-то с чем-то не сходится. Очень похоже на то, что запланированный «рост» номинальной зарплаты до 628 долларов в эквиваленте обернется падением реальных доходов. Это подтверждается и пересмотром прогноза уровня инфляции на 2014 год до 14,5%.
Весомый вклад в будущий рост цен отводится коммунальным платежам. Долю их возмещения населением планируется довести до 50%, то есть увеличить в 2,2 раза по сравнению с нынешним уровнем (табл. 2). Прежний рекорд был установлен в 2003 году. С тех пор правительство неоднократно брало на себя обязательство повысить уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, но каждый раз отступало.
Таблица 2. Возмещение населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг за 2000-2010 годы(%)
Еще одна цитата: «Согласно проекту прогноза социально-экономического развития страны, в 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн. кв. метров жилья за счет всех источников финансирования». План на текущий год — 6,5 млн. кв. метров, за январь-август введено 3,2 млн. кв. метров. Шансы выполнить план к концу года минимальные, тем не менее на весьма приличный по белорусским меркам уровень (табл. 3) строители, вероятно, выйдут.
Но 2,5 млн. кв. метров, запланированных на 2014 год, означают кардинальный пересмотр роли строительного сектора в экономике, а вместе с ним и роли социальной составляющей во внутренней политике, закрепленной на первом Всебелорусском народном собрании. «Мы шли от жизни, — отмечал Александр Лукашенко в 2001 году, — и правильно определили приоритеты — экспорт, жилье, продовольствие. За ними простые человеческие нужды: работа, крыша над головой, пища. Иначе и быть не могло, если для государства главное — человек». А если не главное?
Таблица 3. Ввод в эксплуатацию жилых домов(млн. кв. метров)
«Строительный потенциал страны должен обеспечить введение к 2015 году 42 млн. кв. метров жилья, что в 1,6 раза больше, чем в текущей пятилетке», — это цитата из доклада Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании. Но это так, к слову.
В режиме спецоперации
А теперь попытаюсь перейти от фактов к их анализу.
Менее всего я склонен связывать инициативы правительства с непониманием того, что оно творит. Белорусская модель подобного уровня самостоятельности от исполнительной власти не предусматривает, а если уж быть точным, она не предусматривает наличия исполнительной власти как таковой.
Управление в имитационной демократии, как справедливо заметил в свое время политолог Дмитрий Фурман, это по сути своей тайная операция. В списке подобных операций верхнюю строчку, вне всякого сомнения, занимают выборы главы государства.
Возможно, свидетелями первого этапа спецоперации «Президентские выборы-2015» мы сегодня и являемся. Чем он принципиально отличается от того, что мы наблюдали в 2000, 2005 и 2009 годах? С моей точки зрения, отсутствием у власти достаточного количества ресурсов, для того чтобы в оставшееся до выборов время продолжать увеличивать доходы населения и удерживать при этом финансовую систему от обвала.
В экономике накопились слишком большие дисбалансы, в результате которых власть оказалась в состоянии цугцванга. Поэтому вполне логично в качестве основной задачи на 2014 год было бы запланировать комплекс мероприятий по ликвидации дисбалансов. Сделать это можно только путем жесточайшей (любимое слово Лукашенко) экономии.
Кто за это заплатит? Естественно, население. Иначе в истории и не бывает. Ожидаемое же падение электорального рейтинга — это следствие, а не цель первого этапа спецоперации. Но рекомендую вновь вернуться к таблице 1. Насколько бы ни снижался рейтинг Лукашенко, он восстанавливается подобно ваньке-встаньке после возобновления роста доходов населения.
Сам по себе факт падения рейтинга не страшен, так как снижение жизненного уровня белорусов не ведет автоматически к росту протестных настроений (почему — это тема отдельного разговора). Главное, чтобы снижение жизненного уровня не совпало по времени с избирательной кампанией. Вот этого ни в коем случае допустить нельзя.
Если первый этап спецоперации «Президентские выборы-2015» пройдет успешно, то это позволит в 2015 году вновь вернуться к политике роста доходов населения. Важно при этом не затягивать с выборами, иначе ресурсов для поддержания финансовой стабильности до конца года может и не хватить.
«Аваланж» — слово французское
9 октября Лукашенко провел совещание, посвященное текущим вопросам социально-экономического развития Беларуси. Уже на следующий день на сайте Совмина был размещен совместный план правительства и Нацбанка объемом в 21 страницу «по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь», содержащий целый букет пунктов, противоречащих природе белорусской модели.
11 октября Лукашенко пять с половиной часов общается с российскими журналистами, ни словом при этом не упомянув о плане, днем ранее размещенном в интернете. Но и в пресс-релизе по итогам совещания о плане ничего не говорится. Таким образом, авторы спецоперации пытаются подчеркнуть непричастность главы государства к плану, то есть отделить экономические котлеты от политических мух. Все логично.
Если моя гипотеза в общих чертах верна, то из этого еще не следует, что она будет реализована. Единственный социальный закон, не знающий исключений, — это закон непреднамеренных последствий. Слишком много переменных, в том числе и внешних. Поэтому гладко бывает на бумаге…
Далеко не случайно в последние годы жизни социолог Юрий Левада осмысливал процессы, для обозначения которых он предложил французское слово «аваланж» — лавина, обвал. Подобные процессы имеют нестандартные характеристики и уже в силу этого не подчиняются известным социологическим закономерностям.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».