Психолог: "Многое из услышанного можно назвать психологическим насилием"
Мы отправили аудиозаписи практикующему психологу Роману Крючкову, специалисту, долгое время работающему с гражданами, пострадавшим от насилия и агрессорами.
"Прослушав аудиофайлы, хочу сказать: многое из услышанного можно назвать "психологическим насилием". Что это такое? Это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. Характерно для ситуаций дисбаланса власти, например, для насильственных отношений, травли, в частности, на рабочем месте, и насилия над детьми. Это действия, направленные на подрыв самооценки и самоуважения человека. Например, постоянная критика, преуменьшение способностей, оскорбления, запугивания. В том, что я слышал, присутствуют многие из этих признаков.
Я слушал нарезанные файлы, однако не это имеет значения. Думаю, фрагментов, представленных для оценки, достаточно. Часто можно услышать такие объяснения: "Но я же не всегда кричу, бью и т.д.!" То, что человек кричит не всегда, - не показатель. Это не делает его " агрессором в меньшей степени". Отсутствие жалоб от родителей и учеников также не значит, что насилия нет. Агрессоры по отношению к кому бы то ни было просто не могут кричать и применять насилие постоянно, иначе их бы просто изолировали.
Не считаю нормальным то, что другие родители, не слушая запись, готовы защищать учителя. Как может защититься ребёнок в возрасте 8-9 лет? Многие родители уверены, что с их ребёнком в школе не может произойти ничего страшного. Часто ребёнок просто не может рассказать родителям всего, так как они его попросту не слушают, либо вообще не считают психологическое насилие проблемой. Объяснение напрашивается такое: значит и в семье психологическое насилие применяют и считают нормой.
Да, для нас эта тема - действительно что-то новое. В той же Англии и Швеции 50 лет назад могли даже физически наказывать детей в школе, а сейчас они одни из передовых стран в борьбе с насилием. Всего год назад, в ассоциации кризисных центров Швеции мне рассказывали:
- У нас только в 1982 году вынесли на обсуждение проект о запрете физического наказания детей. Тогда шведы смеялись и говорили: "Да вы что, мы же веками так жили, это в крови". А сегодня об этом уже никто и не помышляет.
Мы в Беларуси только-только начинаем обращать на это внимание. (Например, в наше законодательство только в прошлом году внесли определение психического насилия. - TUT.BY).
Настораживает, что чиновники не увидели проблем при проверке. Для них это приемлемо? В таком случае можно подумать, что они выступают круговой порукой, защищая честь мундира.
Общественные организации, неравнодушные люди не первый год расшатывают эту "неприкасаемую" тему, но эту косную позицию изменить очень сложно. Вот, например, бились-бились общественные организации, чтобы открыть в Беларуси комнаты для женщин, пострадавших от насилия. Их игнорировали более 10 лет, потому что не понимали, о чем речь вообще? Какое насилие? А ведь игнорирование таких важных тем ведет к тому, что те дети, на которых кричат сегодня и которые, подвергаясь насилию, получают травмы, будут кричать потом на своих детей и на родителей, которые к тому времени перейдут в другое состояние - их жертв. Так замыкается круг.
Однако если родители подозревают в чем-то учителя, сначала лучше попробовать решить проблему переговорами. Когда ребенку дают в руки диктофон - это уже создание конфликтной ситуации, которая в любом случае ударит бумерангом и по ребенку. То, что мальчика стали дергать дети после того, как узнали о записи, наглядно показывает, с чем человек (взрослый и ребенок вместе с ним) сталкивается, когда идет против условной нормы. В этой ситуации, хочется верить, родители дали в руки диктофон, имея реальные опасения за его здоровье.