"Я все же видел Сталина". Своими воспоминаниями делится 95-летний витебчанин, участник Парада Победы
15.01.2014 13:34
—
Новости Общества
|
|
Ветеран вспоминает, что до последнего момента не знал, зачем его в спешном порядке привезли в Москву, где всем военным, прибывшим с разных фронтов, выдали новую форму.
"Остались только генералы, все остальные стали рядовыми. На ВДНХ ежедневно занимались строевой подготовкой. Маршировали по 12 часов в сутки. А потом нам объявили, что Иосиф Виссарионович подписал указ о проведении Парада Победы. Подняли нас в 2 часа ночи и вывезли на Красную площадь. Сразу после построения начался проливной дождь. Стояли мы под дождем до парада и шли под ним. Я был ведущим шеренги и во время прохождения по площади смотреть должен был прямо в затылок впереди идущему воину (никуда больше), а все остальные - направо. Но я все же видел Сталина. Видел, как подъезжали Жуков и Рокоссовский, который докладывал главнокомандующему. Зрелище было бесподобное. Я очень был рад, что попал туда", - рассказал он.
Павел Филиппович Бавыкин - один из трех живущих сейчас в Витебске участников Парада Победы 1945 года. У летчика очень богатая биография и героическая судьба. Его трижды сбивали. Первый раз это было практически над Витебском.
"В тот раз ко мне сел фронтовой оператор. Он никогда до этого не летал и сказал, что начальник штаба порекомендовал садиться именно в мой самолет. Во время полета машина получила пробоину и вошла в штопор. Мотор от взрывной волны заглох. Мы потеряли 2 тыс. м, и я спросил у фотокорреспондента, сможет ли он выпрыгнуть. Парень ответил, что нет, и попросил не обращать на него внимания, а делать так, как мне лучше. И тут я решил, что выживем или умрем, но оба. И мы садились на лес. С деревьев сначала летели ветки, затем куски бревен и самолет застрял между деревьями. Глянул я на самолет и ужаснулся - пробоина была просто огромная. Корреспондент вытащил свою аппаратуру и стал фотографировать, а потом сказал мне: "Правильно начальник штаба сказал, что надо только с тобой летать", - рассказал ветеран.
Павел Филиппович также сообщил журналистам еще об одном ярком событии военной биографии. 29 июня 1944 года летчик получил важное правительственное задание: сделать фотосъемку освобожденного Витебска. "На самолет установили три фотоаппарата: один фланговый и два перспективных. Лететь надо было на высоте 1 тысяча метров. В тот день я семь раз пролетел над Витебском. Видел ужасную разруху, пожар. Горело все, что могло гореть", - вспоминает ветеран.
Боевой путь и послевоенная служба летчика отмечены двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, а также 28 медалями. Он служил в бомбардировочном, а затем штурмовом авиаполку. В течение нескольких месяцев непрерывных полетов Павел Бавыкин вырос от старшего летчика до заместителя командира эскадрильи, а потом и сам стал возглавлять авиагруппы в бою, иногда совершая по 3-4 вылета за сутки.
В послевоенное время Павел Филиппович служил в Прибалтике, а затем в Германии командиром эскадрильи. После увольнения в запас вместе с семьей поселился в Витебске, работал на заводе им. С.М.Кирова, потом в течение 14 лет в средней школе №9 преподавал начальную военную подготовку. Характерной чертой Павла Филипповича Бавыкина является активная жизненная позиция. Он до последнего времени был членом лекторской группы при ветеранской организации и часто выступал в учебных учреждениях Витебска.