Выбить из колеи. 21.by

Выбить из колеи

27.02.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Надо ли ремонтировать гравийную дорогу для 70 жителей?

До весеннего разлива рек и паводка, казалось бы, еще не один день. А проблемы уже заявляют о себе: Свислочь в Пуховичском районе угрожает затопить дачи и подворья домов. Хотя здесь все предсказуемо: река. Но почему ж тогда не на шутку встревожились жители нескольких деревень Ивьевского района? В тех краях проблемных водных объектов вроде как не замечено. Оказалось, большие лужи на дороге Залейки—Новоселки—Луговая, ведущей с трассы Минск—Гродно, могут запросто оставить машину не у дел, а самих жителей — далеко от родного двора. Журналист «Р» разбиралась в сложностях ситуации.

Зарядят дожди — будем плавать

Съезд с трассы на дорогу начинается с внушительной лужи. Утро, легкий морозец, объехать ее пока не составляет труда. Не успеваешь «решить» одну задачку, как перед глазами появляется другая. Не менее глубокая. Где-то правее нужно брать, где-то левее. Застрять рядом с кладбищем — плохая примета и неважная перспектива. Кое-где, чтобы вода стекала из полноводной лужи, в сторону леса прорыли траншейку. Для спасения застревающих.

— Как-то в Лиду выбирались, оттепель была. Муж боком объезжал лужу, чуть подвеску не сорвал, — говорит жительница деревни Кавкели Галина Юхневич. — В этом году еще, слава богу, снега большого не выпало. Но если дожди зарядят — точно будем плавать.

Кавкели находятся слева от дороги, путь на Луговую идет дальше. Разбитые участки с колеями объезжаем по траве, а там, где образовалась волнистая «гребенка», снижаем скорость.

Километры по осени считают

— Я вот на днях почти завяз на второй передаче, — делится наболевшим Иван Шарий, владелец агроусадьбы в Луговой. — Только осенью обращался к дорожникам, чтобы помогли. Одну яму, например, тогда засыпали черноземом и мусором, который попал под ковш грейдера. Такая, видно, «новая технология». А после зимы — те же грабли. Все опять грозит поплыть.

В Луговой сейчас девять жителей, в основном пенсионеры. Конечно, далеко не ездят, а вот автолавку ждут с нетерпением. Бывало, и ее зимой приходилось выталкивать.

— Весной, если потечет, тут тяжело будет, — предупреждает житель Луговой Владимир Сарнацкий. — Когда едешь на Залейки, у нас тут есть участок как стиральная доска: только челюсти сжимай, иначе можно язык прикусить. Кажется, оттрясет все мозги.

Гравийную дорогу Залейки—Новоселки—Луговая строили в 2002 году. И, по информации председателя Моринского сельсовета Таисии Лось (на территории которого находятся эти деревни), с тех пор основательно ее ни разу не ремонтировали.

Исполняющий обязанности начальника Ивьевского ДРСУ-156 (балансодержателя дороги) Андрей Особик поясняет:

— Мы обслуживаем 711 км дорог, при этом около 400 км из них — в гравийном исполнении, как эта. Самая большая проблема — размоины и уменьшение толщины слоя гравийного покрытия. В идеале он должен составлять 18—25 см. По факту из-за ограничения финансирования и длительных сроков эксплуатации без ремонта бывает и 4—8 см. Стараемся поддерживать дороги на уровне, но одним грейдированием проблему не решить. Устранить многочисленные просадки, «гребенку» и изменение ширины можно только путем ремонта. А на это нужны средства. В прошлом году нам выделили около 10,1 млрд. рублей, в этом — только 6,6 млрд.

Где проехать иномарке?

— В деревнях, к которым ведет эта дорога, живут 72 человека. В Кавкелях, например, семеро — местные, остальные — дачники. Некоторые строятся. Тяжеловесные машины подвозят материалы, чем осложняют и без того непростую дорожную обстановку, — говорит председатель Моринского сельсовета. — Там речка рядом, летом народ съезжается. То же самое и в Бурдуках, Луговой. Эта дорога еще не самая худшая. Когда заносы зимой — сложновато, конечно. Центральные дороги, как правило, чистят в первую очередь, потом переключаются на эти.

— На дороге перед Луговой есть участок с «зыбучими песками», там подсыпки практически нет. Жители говорят, что там не одна машина уже застряла. Значит, проблема все-таки есть?

— Главное, чтобы автолавка и газовики смогли подъехать, «скорая». Сами понимаете, кто ж будет специально дорогу для девяти человек капитально ремонтировать, — отвечает Таисия Лось. — А чтобы были условия проехать на иномарке, как требуют дачники, вы меня простите…

Позиция интересная. Особенно если учесть, что на этой территории обустраиваются 5 агроусадеб. Разумеется, владельцы заинтересованы в том, чтобы гости имели возможность добраться до места отдыха. Так что иномарка в данном случае отнюдь не прихоть.

— Я понимаю водителей, — вступает в разговор и.о. начальника ДРСУ-156 Андрей Особик. — Упущения здесь, может, где-то и дорожников: человеческий фактор, как ни крути. Если образовалась «гребенка», ее, конечно, лучше устранить безотлагательно, промедление обойдется вдвое дороже. Но на все сразу, повторюсь, нет средств.

В прошлом году по проблемам дорог в сельсовет поступило четыре обращения, два из них — из деревень, расположенных в этой стороне.

— Сельсовет пишет отношения на ДРСУ, поднимаю эти вопросы на планерке в райисполкоме. Так что мне не обязательно ждать звонка или письма жителей деревень, — отмечает Таисия Лось.

Асфальтовых дорог на хутора не будет

— Таких дорог, как в Минске, всем дачникам мы не обеспечим, — говорит Владимир Кузьмич, заместитель председателя Ивьевского райисполкома. — Наш район занимает второе место по площади в Гродненской области. При этом некоторые деревни почти превратились в хутора. Проложить к ним асфальт возможности нет. Первоочередное внимание уделяем дорогам с интенсивным движением. Помимо дорог, стоящих на балансе ДРСУ-156, есть числящиеся за лесхозом (почти 150 км) и сельсоветами (около 200 км). По грейдерам даже у ДРСУ есть вопросы: управление обеспечено этой техникой лишь на 50 %...

— В этом году еще и финансирование сократят?

— На 2013 год тоже предполагалось около 6 млрд. рублей, но чрезвычайные погодные условия заставили пересмотреть планы. Уже по итогам года затрачено около 10,1 млрд. рублей, — поясняет заместитель председателя райисполкома. — Пришлось передвинуть расходы по некоторым статьям с конца года на первую половину. Из-за этого отдельные работы, запланированные на конец 2013-го, могли не выполнить. Хотя, если от жителей района поступает просьба о грейдировании, дорожники не отказывают. В ближайших планах — работы близ деревни Субботники. Что касается дороги на Луговую, то там нет ничего сверхъестественного. Обычная гравийка.

…Может, так оно и есть. Но когда мы возвращались из Луговой, рядом с лужами вдруг увидели новые препятствия — кучи песка. Минут через 20 обогнали грейдер… Все ясно: это после звонка от председателя сельсовета активизировались и взялись за дело дорожники. За оперативность в решении проблемы, конечно, спасибо. Ну а хватит ли для «штопки» покрытия трех грузовиков песка, покажет весна.

Фото: Янина ЦИТРИКОВА

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Надо ли ремонтировать гравийную дорогу для 70 жителей?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика