Вместе с нами - учитель труда, черчения и по совместительству психолог Новодворской средней школы Минского района Анна Михневич. У нее список тех, к кому мы должны заехать.
К первой семье мы заходим потому, что она находится в СОПе - социально опасном положении - из-за плохих жилищно-бытовых условий.
В Беларуси за 2013 год из 20 погибших при пожарах детей 12 находились дома одни. Чаще всего гибли деревенские детишки.
На песчаной улице через дорогу от старого деревянного дома прямо на возу сидят две девочки и мальчик.
- Родители дома? - спрашивает первый заместитель начальника Минского районного отдела по ЧС Вадим Капский. И через несколько минут за забор выходит папа - Ваня Русальский - с кружкой чая. Иван работает в минском торговом центре "Гиппо" прессовщиком. Сегодня у него выходной, как и у супруги. Валентина Валерьевна (так представляется женщина) выходит из дома в тапках на босу ногу. Она - сварщица пластмасс 2-го разряда. Как видим, оба родителя дома.
Начальник устраивает подбежавшей Юле экзамен: - Что нужно делать, если пожар?
Юля ходит в 6-й класс, и что предпринять в опасной ситуации, знает наизусть. Приложить к носу мокрую тряпку, чтобы не задохнуться, прятаться нельзя, надо с фонариком найти выход. Детям пожар лучше не тушить, говорит деловитая, в мини-юбке и резиновых сапогах Юля и откидывает за плечи густой хвост.
Вадим Капский рассказывает, как звонить в пожарную службу с мобильного. Можно привычно: 101. А можно и по международному номеру 112 или по американскому 911.
- Это сделали к чемпионату мира по хоккею, чтобы иностранцы могли набрать службу по привычным им номерам.
Валентина впускает в дом, но просит не фотографировать. Сбитые пороги, вспузырившийся потолок, за печкой - заплесневелый лист фанеры. "К печке детей не подпускаю, все сама", - уверяет Валентина. Рядом стоит Владик, ему девять.
Интересуемся: "Владик, подбрасываешь бревна?". "Иногда", - отвечает светловолосый мальчик. А сестра скоренько добавляет: "Только под присмотром мамы".
Валентина рассказывает, как этой зимой муж при пожаре спасал человека. "В 5 утра прибежала соседка, муж выкинул 2 газовых баллона. Обошлось".
В деревне Королищевичи заезжаем к многодетной семье (детей растит мать-одиночка), которая в социально опасном положении находилась прежде.
За забором возле дороги бегает 3-летний Вадик, но мама выходит тут же. У Елены 4 ребенка: старший (18 лет) - с папой, девочка (14 лет) гуляет с подружкой, Катя (10 лет) играет возле дома соседей, Вадика мы уже видели.
Елена говорит, что в семье есть кому присмотреть за младшеньким: невестка, 20-летний брат не работает - дома всегда кто-то есть.
К нам подбегает шустрый малыш в шапке с помпонами, следом за ним - сестренка. Это соседские дети. Малышу год и 7 месяцев, Лере - 9 лет. Дети рассказывают, что родители дома, правда, с улицы их не видно.
- Вы каждый день играете здесь, возле дороги? - спрашиваю у детей.
- Да. Иногда к подругам ходим.
- И его с собой берете? - показываю на кроху.
- Ага. Леру никуда без него не пускают - он же маленький, - говорит подружка.
Шустрый малыш выбегает на дорогу, и девчонки под мышки тянут его назад.
Третья семья живет в агрогородке Новый Двор. За кованым забором - трехэтажный белый дом. Нас встречает Эльвира. Она тоже многодетная мама. Старшие уже самостоятельные: дочке 25, у нее своя гостиница для собак, сыну 22, он кузнец. Младшая 13-летняя Настя выходит на порог в джинсовой куртке поверх летнего сарафана. Почему мы приехали контролировать именно эту семью, работник школы толком объяснить не может - так выбрали в школе.
Эльвира предлагает чаю и удивляется, что к ней приехали не по поводу спайсов. "Я сама медик, акушерка. Сейчас эта проблема на слуху. Я думала, вы в целях профилактики…"
"А большие дети, кому по 5-6 лет, понятно, гуляют сами"
В агрогородок Большевик корреспонденты TUT.BY отправились уже без представителей МЧС и школы. Возле магазина встречаем семилетнюю Ксюшу. Она пришла за пакетом молока. Девочка рассказывает, что мама всегда дома - с годовалым братиком и 4-летней сестричкой. Ксюша одна ходит в магазин часто. Покупает молоко, хлеб, батон и всякие сладости.
Магазин - у дороги. Дом первоклашки - в метрах четырехстах. Иногда в поход за покупками Ксюша берет с собой 4-летнюю сестричку. "Семья хорошая это", - говорит нам вдогонку продавщица.
Заходим в красивый двухэтажный дом. Двор полон стройматериалов, по всему видно - здесь живут люди хозяйственные. Симпатичная опрятная хозяйка Валентина Домжа - тоже многодетная мать. Дети на каникулы уехали в деревню к бабушке. Обычно же во время каникул девочки 9 и 11 лет остаются дома одни, не скрывает женщина. Младшая четырехлетка - идет в садик.
"В школе спрашивали - где будут на каникулах. Написали, что будем дома". Есть ли в школе лагерь на время каникул, Валентина не знает: "У нас даже учителей не хватает, директор в середине года ушла и забрала с собой педагогов". Эта тема волнует женщину больше всего. В том числе и из-за нехватки учителей в школе занимаются в 3 смены. Дочки ходят в разные - во 2-ю (начинается примерно в 10 часов) и 3-ю (начинается в 13 часов). Так что в школу часто добираются самостоятельно.
На одной из улиц деревни Дубовляны встречаем компанию детишек. Дима катается по дороге на велосипеде, он - третьеклашка. Лера и Даша ходят во второй класс местной школы. А Ксюша - в первый. Ребята рассказывают, что в школьный лагерь ходить не хотят, пока каникулы, они целый день вместе на улице.
Рассказывают, что с утра сидят дома, потом самостоятельно закрывают двери на ключ и бегают компанией по улице. Прямо сейчас из родителей дома только Лерина мама: у нее отгул. Остальные дни, уверяют детишки, они следят сами за собой. Еду разогревают в микроволновках, спички не берут, потому что опасно.
Лера даже хвастается своей самостоятельностью. Один раз она оставалась за старшую с двоюродными братиком и сестричкой. Сестре - 4 года, брату - 2. "А взрослые тогда уехали в больницу". Чужих детишки не боятся: с радостью отвечают на все вопросы.
Возле многоэтажек в Большевике встречаем маму с двумя детишками - годовалым и чуть постарше. Детей без присмотра Ольга во дворе не встречала. "Скорее под присмотром выпивших родителей. Мы раньше жили в Минске, там так не пьют, а тут..., - женщина округляет глаза, - А большие дети, кому по 5-6 лет, понятно, гуляют во дворе сами".
Наш мини-рейд подошел к концу. Картина сложилась любопытная: в семьях, которые признавали социально опасными, дети в разгар рабочего дня были как раз под присмотром родителей. А общая картина не очень радостная: уже первоклашки в деревнях и поселках считаются вполне самостоятельными.