Дневной дозор. 21.by

Дневной дозор

27.05.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ЗДЕСЬ служат не по морскому, а по пограничному уставу. Для них слова «Отечество», «воинский долг» и «отвага» не пустой звук. Скорее, смысл жизни. И не случайно их называют «речными волками»: фарватер Днепра и Сожа — границу Беларуси и Украины — протяженностью почти в 200 километров они знают наизусть. Все это о пограничниках отдела береговой охраны «Лоев» Гомельской пограничной группы. Завтра они отметят свой профессиональный праздник, а еще через месяц — 15 лет со дня создания отдела. Накануне торжеств корреспонденты «СГ» напросились к лоевским пограничникам, чтобы сходить вместе в водный дозор.

МЕСТО дислокации воинского подразделения, подобного которому в республике аналогов нет, -- небольшой Лоев. Во время Великой Отечественной, в далеком 43-м, советские солдаты форсировали Днепр. «Целую неделю река была красной от крови», -- вспоминали старожилы о взятии днепровского плацдарма…

Охранять водные рубежи независимой Беларуси здесь стали с 1999 года. Нынешний начальник отделения береговой охраны «Лоев» лейтенант Олег Выгляд тогда отслужил срочную службу и решил строить карьеру военного в открывающейся пограничной группе катеров. В морском деле поначалу разбирался слабо. Многое пришлось осваивать на месте, говорит:

-- Поначалу ходили на «Аистах», потом получили суда на воздушной подушке, так называемые «Гепарды», затем -- «Шквалы» и «Патрули». В прошлом году по линии международной программы технической помощи «СУРКАП» нам передали два суперсовременных катера итальянского производства, а следом -- такие же, но уже могилевского производства. Запас хода приличный -- 700 километров, судна маневренные, экономичные.

ИНСПЕКТИРОВАТЬ границу решаемся на одном из «итальянцев». Это редкий случай, когда резвые суда пришвартованы. На них и их белорусских собратьях пограничники ходят постоянно. Бывает и целую неделю, правда, по собственному графику: это военная тайна.

Мы выходим на реку. Штиль. Мерно «мурлычет» мотор 11-метрового катера из закрытой каюты «итальянца». По бокам судна -- надувные баллоны. Это придает устойчивости. Немножко покачиваясь, судно плавно набирает скорость. Кстати, катер с загрузкой обычного наряда ( 4--5 человек) идет 80 километров в час. По меркам «речных» волков, скорость приличная. Скрыться от такого «спринтера», хотя погони редки, на обычной моторной лодке невозможно. Да и чего стоит только консоль управления катером -- напоминает большой планшет, вмонтированный в приборную панель. Лейтенант Выгляд разъясняет дополнительные возможности катера:

-- Судно по техническим устройствам оснащено превосходно. Отличный эхолот. Видим рельеф дна, даже камни и упавшие деревья. Если на дне что-то лежит, лучше сбавить ход и обойти, чтобы не повредить дно и винт. Второе -- здесь очень хорошая GPS-система. По координатам можно кооперироваться с другим пограничным катером и работать «в связке». Если мне нужна помощь -- достаточно нажать одну кнопку.

Из старицы Днепра, где расположен причал, идем вверх по течению. И вот оно -- место, где Сож впадает в Днепр. Красивейшее. Если посмотреть в обратную сторону от направления движения катера, Днепр в этом месте километров не меньше чем по четыре в каждую сторону. Прибрежные пейзажи завораживают. Но солдатам не до романтики. Фактически за каждой плакучей ивой, распустившей свои «косы» в пойме, за камышами или за скалистым берегом Днепра может скрываться опасность. Нужно быть ежесекундно начеку.

У ПОГРАНЗОНЫ свой режим. Военнослужащие постоянно контролируют кто и на какой срок приезжает в приграничье. Для этого граждане должны получить в отделе береговой охраны специальный пропуск, отплатить госпошлину и взять с собой паспорт. Нет хоть одного из этих документов? Придется ответить по всей строгости закона. «Охотитесь» и за контрабандистами в том числе?» -- уточняю. Олег Дмитриевич комментирует:

-- Бывает всякое. Запчасти, «тряпки», галантерея, обувь, носки… Контрабандой сюда везут все, что выгоднее купить за рекой, а здесь продать. Или наоборот. Незаконная миграция, торговлю людьми… Мы должны пресечь все нарушения.

Был случай, когда на одном из днепровских необитаемых островков мы обнаружили афроамериканца. Неделю там жил. За миграцию в Беларусь перевозчикам заплатил кругленькую сумму, ну а те бросили его на островке между нашей республикой и Украиной. А ведь левый берег Днепра -- уже Черниговщина. Если идти вниз по течению, картина там внешне похожа, как и на нашей стороне: много рыбаков, на обоих берегах -- их авто, лодки, «гаражи».

Знать обо всем, что находится над водой, -- техническая «фишка» катера. Он оснащен мощной радиолокационной станцией, радиус действия которой до 80 километров. Пограничники пользуются станцией ночью, когда, находясь в дозоре, нужно идти тихо (на малом ходу двигателя практически не слышно) и без света. Станция показывает очертания берегов, все, что на воде, и никакой прибор ночного видения не нужен. С ее помощью можно ставить участок под охрану, и в случае чего РЛС среагирует на любое движение в радиусе 4--5 километров.

МЫ идем по реке ранним утром. Решаем проверить документы у одного из рыбаков с целью выяснить мотив пребывания гражданина в приграничье. Катер причаливает к высокому берегу. Выходим. Еще до появления пограничников, рыбак уже копается во внутреннем кармане куртки. Готовит документы для проверки. «Весь клев испортили», -- бурчит он про себя, но переживает зря -- все в порядке… По части браконьеров Лоевский отдел береговой охраны тесно сотрудничает с инспекциями по охране животного и растительного мира. Еще несколько сотен километров пограничники патрулируют в районе зон отселения и отчуждения, которые сейчас в ведении Полесского радиологического заповедника.

…РЕЗВЫЙ катер тихонечко пришвартовывается к берегу. Пограничники предлагают нам посмотреть новый комплекс зданий отдела береговой охраны, открылся в сентябре 2010-го. В одном из его помещений собрана разнообразная военно-морская символика: знамена, морские узлы, кортик, рында, хронометры... А в «красном уголке» -- икона архангела Михаила, православного опекуна военных.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий УКЛЕЙКО, пресс-секретарь Гомельской пограничной группы:

— Белорусско-украинский участок Государственной границы был и остается одним из наиболее привлекательных для организованных преступных групп, специализирующихся на таможенных правонарушениях, контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов. Так, с начала 2014 года самостоятельно и во взаимодействии с правоохранительными структурами области изъято товаров и материальных ценностей, незаконно перемещенных из Украины в Беларусь, на сумму более 3,2 миллиарда рублей. Задержано на границе и изъято из незаконного оборота в приграничных районах свыше 108 граммов наркотических средств, 3 единицы огнестрельного и травматического оружия.

Самостоятельно и во взаимодействии с сотрудниками Инспекции охраны животного и растительного мира выявлено и изъято более 1000 метров браконьерских рыболовных сетей. А за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечено более 420 человек.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

 


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ЗДЕСЬ служат не по морскому, а по пограничному уставу. Для них слова «Отечество», «воинский долг» и «отвага» не пустой звук. Скорее, смысл жизни. И не случайно их...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика