Кружевных дел мастерица
21.06.2014
—
Новости Общества
|
Марина Гущо из Городка Витебской области — единственная в стране, кто занимается ажурным ткачеством, а ее техника создания рушников уже получила статус нематериальной культурной ценности. Чтобы возродить это ремесло, она объездила десятки населенных пунктов, изучила сотни книг и перенимала опыт у старожилов. Корреспондент «Р» посмотрела, как создаются уникальные вещи. В мастерской Марины Леонидовны повсюду салфетки, скатерти, шторы, половички и даже сумка. — Так около тридцати лет уже работаю, — словно объясняя, почему вокруг так много самодельных вещей, говорит Марина Леонидовна. — Освоила более сорока видов ткачества: выборное, ажурное, переборное, фактурное, саржевое. Полотно могу соткать даже из травы или коры. Вплетаю их в льняную основу, и получается упругая ткань, которую можно использовать в качестве декоративной салфетки. С удивлением узнаю, что в каждом узоре мастерица зашифровывает послание, от которого зависит назначение рушника. На свадебном, например, вышивает голубей, символизирующих любовь, на родильном — звезду, она обозначает мать, на пасхальном — кресты и церковь как знак веры. А однажды Марина, вышивая узор, почувствовала себя плохо. Посмотрела значение руны и оказалось, что ткала «умершую душу». Теперь, перед тем как сесть за кросны, Марина Леонидовна сначала изучает историю орнамента. Иногда один узор может иметь несколько значений. Например, звезда одновременно и символ матери, и урожая. Все зависит от контекста: в первом случае такая руна опоясана венком из цветов, во втором — сложена из колосков. — Сейчас готовлю рушники к «Дожинкам», поэтому поверх ажурной ткани вышиваю символы урожая: «жыцень», «зярняткі», «зорачкі», ну и «папараць-кветку» на счастье... Часто комбинирую несколько рун, чтобы благополучие бы-ло, — приоткрывает секрет Марина Леонидовна. Кстати, чтобы обережная вышивка работала, важно сделать ее без узелков. Имеет значение и цвет: зеленый — для денег и здоровья, красный — для любви, синий — для знаний, черный — для хорошего урожая. Оказывается, рушники из разных областей тоже разные. В Гомельской вышивают красно-черным орнаментом все полотно, в Витебской — узоров мало, преобладает белая фактурная ткань. И везде своя техника, бывает возродить которую, увы, невозможно — не осталось носителей. Тогда мастерица берет кусочек старинного рушника и с помощью лупы считает каждую нить, чтобы сделать максимально приближенную к оригиналу копию. Интересуюсь, откуда такие редкие образцы ткани. — Их я нашла во время экспедиций по деревням: у многих бабулек сохранились целые «куфэрки» этих рушников — отдавали по 2—3 на благое дело, — рассказывает Марина Леонидовна. — В войну женщины отрезали от рушника орнамент, чтобы сохранить, а само полотно пускали на бинты. Как-то в деревне Селище бабушка вспомнила, что перед войной спрятала в диване кусочки рушника конца XIX века. Стала искать — нашла и говорит: «Ой, мне даже стыдно такое старое отдавать». А я как увидела — задрожала от восторга. Другой раз, бывает, идешь по деревне, а там красивыми фактурными тканями завешены курятники, чтобы птицы не разбежались, или кувшины рушником к забору привязаны. Прошу подарить, а хозяйки говорят, мол, а что я тут повешу? Но все равно отдавали — знали, что на доброе дело пойдут. По соседству — еще три станка. — А это чьи? — интересуюсь. — Учениц, правда, их немного: терпения не всем хватает. Чтобы соткать один такой рушник (показывает), нужно работать по 10 часов в день в течение месяца. А вот в этом небольшом полотне около километра ниток! — подсчитывает Марина Гущо. — Он дорогой, но покупатели с руками отрывают. — А какой самый большой рушник соткали? — спрашиваю. — Три метра в длину, — говорит мастерица. — Два километра ниток ушло. Челнок снует туда-сюда, а собеседница продолжает рассказ. — Эти кросны подарил муж — сам сделал. Они небольшие, и их удобно брать с собой в командировки. С ними я и в Венесуэлу ездила в составе культурной делегации, — рассказывает ткачиха. — Кстати, во время поездки тамошним женщинам так понравилось мое самотканое платье, что ко мне подходили на улице и просили его продать. Но я не согласилась. На пороге появляются ученики: через пять минут у них занятие. — Забегайте ко мне через год, хочу создать коллекцию фактурных рушников Городокщины. Посмотрите, какая красота получится, — назначает новую встречу Марина Леонидовна. Фото: Инна ГОРБАТЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Марина Гущо одна в стране занимается ажурным ткачеством
|
|