Около 400 детей в год нуждаются в помощи в конце жизни в обезболивании, правильном ведении симптомов, сообщает БелаПАН.
Выделяется два типа паллиативной помощи — помощь в конце жизни и длительная паллиативная помощь детям с тяжелыми хроническими заболеваниями.
Паллиативный подход позволяет улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким.
Как рассказала главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по паллиативной помощи детям Елена Вайнилович 30 октября на круглом столе в Минске, в помощи в конце жизни в связи с различными заболеваниями нуждаются около половины умирающих детей. В целом в стране ежегодно уходят из жизни около 800 детей.
«То есть приблизительно 400 детей в год нуждаются в помощи в конце жизни — обезболивании, правильном ведении симптомов», — отметила Вайнилович.
При этом она подчеркнула, что для расчета потребности детей с тяжелыми хроническими заболеваниями в длительной паллиативной помощи не существует общепризнанных методик. «Есть самая простая методика: на каждого умершего ребенка, нуждавшегося в помощи в конце жизни, 10 детей нуждается в длительной поддержке», — сказала она, добавив, что по таким расчетам в длительной паллиативной помощи в Беларуси нуждаются около 4 тысяч детей.
Всемирная организация здравоохранения рассчитывает потребность в паллиативной помощи с учетом общего числа детей с хроническими заболеваниями. В частности, считается, что у 60% детей с хроническими заболеваниями и 80% — с онкологическими есть симптомы боли, и им нужна паллиативная помощь. Согласно данной методике, в Беларуси потребность в длительной паллиативной помощи составляет 30 случаев на 10 тысяч детского населения, в абсолютных цифрах — 4-5 тысячи детей, рассказала Вайнилович.
Подсчеты, сделанные с учетом конкретных диагнозов детей и группы инвалидности, показали, что в паллиативной помощи нуждаются 2,5 тысячи детей, добавила специалист.
В то же время, как пояснила директор общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» (БДХ) Анна Горчакова, 2,5-5 тысяч детей лишь потенциально нуждаются в паллиативной помощи. «Они не нуждаются в ней здесь и сейчас. Мы просто знаем, что родился ребенок, допустим, с болезнью Верднига-Гоффмана, и уже предполагаем, что мы должны заказывать ему аппарат ИВЛ и, может быть, через 10 лет он ему понадобится», — сказала она.
Горчакова подчеркнула, что детей, непосредственно нуждающихся в паллиативных услугах, «гораздо меньше». В частности, по ее словам, БДХ курирует 108 детей, нуждающихся в паллиативной помощи в Минске и 37 — в регионах. При этом, если в регионах в паллиативных услугах нуждаются все дети, то в Минске существует выборка: полгода помощь получают одни дети, следующие полгода — другие.
По словам директора организации, основную часть детей, получающих паллиативную помощь, составляют дети с генетическими заболеваниями. Горчакова также отметила снижение среднего возраста детей, нуждающихся в такой помощи. «Если у нас в 1994 году средний возраст детей под паллиативом был 10-12 лет, сейчас— 4-5 лет», — сказала она.