Главный архитектор Бреста - о жилищной застройке, судьбе Киевки и проблемных домах
04.02.2015 11:55
—
Новости Общества
|
Несмотря на его загруженность, "Брестскому курьеру" удалось пригласить Николая Николаевича в редакцию, где он поделился своим видением проблем развития Бреста. - Николай Николаевич, как будет развиваться жилищное строительство в нашем городе в ближайшем будущем? - Если говорить о дальнейшем развитии жилья в Бресте, то это две основные категории: многоквартирное и усадебное. Многоквартирные дома у нас есть где строить - территории хватает в перспективе на ближайшие 4-6 лет. Что касается усадебного строительства, то сегодня мест для такой комплексной застройки в Бресте нет. Хотя более 4 тысяч человек стоят на очереди получения участков для строительства частных домов. Связано это с тем, что нынешний генплан города, который был выполнен в 2011 году и прошёл экспертизу и необходимые согласования в 2012-2013 годах, выходит на земли сельхозназначения. А после издания Указа президента страны, строительство на сельхозземлях запрещено. Так что генплан развития Бреста остановился на уровне согласования Администрации президента. Трижды готовилось обоснование по сельхозземлям (третье уже было при мне) о том, что территория, выходящая на сельхозугодья, имеет низкую бальность. А, например, в той же Жабинке – городе-спутнике – бальность земли достаточно высокая. Но пока генплан президентом не подписан. Хочу заметить, что это проблема не только Бреста, а всех областных городов страны и столицы, которые, развиваясь, вынуждены выходить на новые территории, в т.ч. отведённые под сельхозназначение. Поэтому сегодня нет ни одного утверждённого генплана областного центра. - Так что все-таки ожидает генплан Бреста? - Здесь есть два варианта развития событий. Либо генплан будет утвержден, как есть. Либо сельхозземли будут исключены полностью, и потребуется корректировка генплана, а усадебное строительство для Бреста будет предусмотрено в городе-спутнике Жабинке. В Жабинке перспективы роста - до 25 тысяч, до 90% вводимого жилья предусмотрено под усадебное и блокированное, до 10% - многоквартирные дома. С учетом всех очередников в Бресте и Жабинке город-спутник перекрывает все запросы на усадебное жилье. Так что вопрос сейчас на рассмотрении на самом высоком уровне, и власти страны должны решить, в каком направлении будет развиваться наш областной центр. – А по поводу многоквартирного строительства, в каком направлении оно будет идти – на Востоке, в Южном направлении, в центре города? – Сейчас пойдет активное строительство в четвертом Юго-Восточном районе Бреста с 2016 по 2017 годы. Это территория в районе Гребного канала между православным храмом на Ковалевке и костелом на Суворова. Вначале будет строиться социальное жилье. Затем первая линия застройки, выходящая на ул. Октябрьской Революции. Задача - сделать еще один центральный проспект от Варшавского моста до ул. Суворова, чтобы он имел презентабельный вид, соответствующий въезду в республику из Европы и уровню областного центра. Это должна быть современная красивая "узнаваемая" архитектура. Далее в 2018-2019 годах начнется освоение пятого Юго-Западного микрорайона. На застройку в районе ул. Лейтенанта Рябцева разработан проект детальной планировки, в котором планируется в 2018-2020 строительство многоквартирного жилья на территории бывшей военной части. Территория на въезде в город с Варшавской стороны – тоже свободна, там предусмотрена общественно-деловая и торговая зоны. Так что строить есть где. По генеральному плану Брест имеет линейное развитие и вытянут в сторону Минска. К тому же в районе аэропорта в перспективе тоже есть место для застройки большого жилого района. Но это лет через 10-15. Что касается моего личного видения развития многоквартирной застройки, научных разработок, которыми я занимался в Минске по заказу Минстройархитектуры, хотелось бы поставить жилищную застройку в Бресте на новые рельсы… - Это интересно, на какие? - Мы сегодня строим жилье по модели микрорайона. Микрорайон – это советская модель, которая себя уже изжила. Она была актуальна в 50-е, 60-е годы, трансформировалась в 90-е и сегодня стала просто неузнаваемой. В Европе уже к началу 1970-х стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить. Недостатки микрорайона к тому времени стали уже совершенно очевидны: такая застройка монотонна и не соразмерна человеку; огромные пространства трудно благоустроить. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Помимо прочего, разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан. Наконец, в микрорайоне не возникало социальных связей - "комьюнити": люди были отчуждены друг от друга. Сегодня микрорайон уже не отвечает современным параметрам - социальным, экологическим, эстетическим - то есть тем запросам, которые выдвигают сами горожане к жилью. Смотрите, у нас проблема с транспортом, с парковками, с благоустройством территории, с масштабностью зданий и организацией пространства. Потому сегодня разработана и утверждена в Минстройархитектуры новая концепция - модель жилого модуля. Цель - создание среды высокого качества. Жилой модуль - это относительно автономное образование. Если микрорайон занимает до50 гектаров, то жилой модуль - 15-20 гектаров. Имея различную типологию модулей, их, как пазлы, можно собирать в жилые районы. Модули пронизаны рекреационными коридорами (для прогулок, пешком или на велосипедах, утренних пробежек). Этажность такого модуля - 5-6 этажей, это безлифтовые дома, но плотность и организация такой застройки формируется по другому принципу. В основном это квартальная застройка, где плотность зданий выше, но этажность ниже. И в таком квартале актуальна организация сообщества соседей. Сегодня мы живем в многоэтажных домах и порой не знаем наших соседей. За эталон модуля мы взяли регулярную решетку такой застройки, как центр Бреста, с кварталами по 100-150 метров. Создается среда, где соседи знают друг друга, следят за порядком, благоустройством и безопасностью. И главное, чтобы в таких дворах не было никакого транспорта, что сегодня наблюдается в микрорайонах - весь двор заставлен машинами. Мы выходим из подъезда, и транспортные проезды пронизывает всю территорию. А можно ведь организовать территорию так, чтобы транспорта не было вообще, а было место для детей, чтобы они играли в безопасности и под присмотром. - А куда же деть личные автомобили? Сегодня их во дворах становится больше и больше… - Транспорт должен быть за пределами двора. Есть несколько вариантов. Он может находиться вдоль проездов по периметру. Может быть под землей или в первом этаже зданий, или в цокольном этаже. Или в стороне на плоскостной парковке. Но если рассматривать в комплексе освоение территории, то, по-моему, гораздо дороже ставить транспорт на территории двора, на плоскостной стоянке, чем эту территорию использовать, например, под другие здания. Ведь земля в городе дорогая, ее подготовка, подсыпка, коммуникации, инженерные сети, асфальтирование, благоустройство, озеленение, и транжирить эту территорию под паркинг, я считаю, это очень дорого. Нужно эту территорию максимально использовать. И цена вопроса, думаю, сопоставима с паркингом в подземном или цокольных этажах. Такой дом может иметь два входа: парадный, куда можно подъехать на машине, и дворовой выход - в общем, можно где-то провести параллель с застройкой конца XIX века, но на новом витке. - К слову, о первых этажах. Это должны быть магазины, офисы, кафе или все-таки жилые квартиры? - Первые этажи, конечно, должны нести социальные функции. То, что называется магазины шаговой доступности, объекты соцкультбыта – всё это должно располагаться в первых этажах жилого модуля. Чтобы можно было спуститься, сходить в магазин, булочную или тренажерный зал, в парикмахерскую или косметический салон, детское кафе - все в пешеходной доступности. То есть, чтобы не нужно было ехать куда-то в центр. Каждый квартал имеет свою архитектуру - свое "лицо". Идея нового генплана и вообще всех современных градостроительных тенденций - это смешанные функции. Ведь идея советского города состояла в жестком функциональном зонировании. Монофункция - спальный район, социальная функция – общественный центр, также отдельно рекреационная территория, производственно-заводская. То есть, чтобы из спального района попасть в кинотеатр, кафе или спортивную секцию, мы должны выехать в центр, для отдыха в парк - выезжаем на другую территорию - рекреационную, на работу - в производственную зону или центр. Получается ненужный транспортный трафик, транспортная миграция "дом - работа - дом". Я считаю, что надо максимально многофункционально использовать спальный район, где должно быть до 30-40 % мест приложения труда, должна быть рекреация, общественные территории - все, чтобы не ходить далеко. Идея пешеходного города. Сегодня в Бресте мы прорабатываем возможность реализации первого в республике пилотного проекта с использованием нового энергоэффективного жилого модуля. - По генплану улицу Гоголя планируют вынести до улицы Сикорского – через ж/д полотно… - Давайте говорить - до Янки Купалы… - Да, и многие сегодня строятся в районе Гоголя - Халтурина (там улице пока не дали названия) и спрашивают: на какую перспективу рассчитано проведение путепровода? - Конечно, новый путепровод – дело нужное, но надо расставлять приоритеты. Что важнее сегодня – закончить Западный обход или начать новый путепровод?.. У нас есть масса других проблем, которые нужно решать в ближайшее время, например, переезд Речица – Дубровка. Так что к тысячелетию Бреста новый путепровод с Гоголя до Я. Купалы не планировали, это более далёкая перспектива. - Читатели "БК" где-то слышали, что на набережной будет строиться новое жилье - несколько домов. Так ли это? - Пока в районе нынешней набережной жилье не будет строиться. А информация, видимо, из концепции "Брест 20/19". Но это пока лишь только концепция или мастер-план, и не имеет официального статуса. Очень хочется максимально сделать нашу набережную красивой и функциональной (у нас её практически нет, хотя потенциал набережной в Бресте огромный). Ее можно использовать для прогулок, спорта, расставить уличные тренажеры, важно создать детские площадки, расставить кафе, пункты проката лодок, инвентаря. Часть набережной могла бы быть в бетоне, как сейчас ее делают от крепости до бульвара Шевченко, а остальную можно сделать с естественным уклоном, построить деревянный настил - это экологичнее и дешевле. Подобных примеров в Швеции, Голландии - предостаточно. Я считаю, что необязательно реку заковывать в бетон… - Также брестчан интересует, что же будет с Киевкой? Как она будет развиваться дальше? Ведь там очень много ветхих домов. Планируется ли в районе Киевки строительство многоэтажек или она останется в прежнем виде? - Проблема ветхих домов в центре города, конечно, существует. И до тех пор, пока мы будем отдавать под строительство лишь территорию без обременения, мы ее не решим. Надо сегодня приостановить возможность строительства на свободных территориях и отдавать инвесторам земли с обременением. Что касается многоэтажек, то в первую очередь ведётся работа, чтобы застроить территорию от Кобринского моста до микрорайона Восток, до технического университета. Магистраль такого значения по сути - проспект, он должна иметь презентабельный вид. У нас две основные магистрали-проспекты - Московская и Варшавское шоссе, они встречают туристов с запада и востока и должны выглядеть соответственно. Сердце Киевки остаётся таким, как есть, усадебного типа. Там разрешена реконструкция, никаких ограничений на строительство нет. Ограничения касаются только 200 метровой зоны по Московской вглубь, где будут возводиться многоэтажные дома. - Еще один актуальный вопрос - проблемные дома по улице Высокой, в глубине улицы Московской и других местах. Изначально там брали участки под строительство индивидуальных домов, а построили многоквартирные дома, которые сегодня не могут ввести в строй. Как будет решаться этот вопрос? - Проблема есть и возникла она из-за того что не все прописано в законодательстве, когда предприимчивые граждане скупили участки, или дома под снос и под видом отдельного блокированного дома построили многоквартирные дома на 12-15 семей. Разбили их по этажам. И сегодня большая проблема ввести в эксплуатацию такие дома - подключить ко всем сетям - те дома, которые строились год-два назад, т.к. они не соответствуют проектной документации. Дома планировались как блокированные на 2-3 семьи, а в реальности стали многоквартирными. Хочу заметить, что эта проблема касается не только Бреста, она характерна для всей Беларуси, а корни "предприимчивости", видимо, уходят в Москву. Потому сегодня принято решение - необходимо привести дома в то состояние, которое предусмотрено по проекту, сдать строения, а потом уже выходить с предложением на горисполком о возможности деления жилья на квартиры. - Проблема еще и в том, что многие люди заплатили деньги за эти квартиры, причем полностью, некоторые даже умудрились сделать в них ремонт… - Ну и какие деньги они заплатили? Если сейчас цена метра строящегося жилья 1000 долларов… - Да уже тысяча сто - двести… - А они заплатили по 600-800 долларов и теперь имеют проблемы. Хотя вообще эта тема перспективная – строительство такого типа жилья, но только на законных основаниях. Об этом вели речь и в Министерстве архитектуры. Зачем строить дорогие многоэтажки, когда можно построить 3-этажный кирпичный дом на своем участке, с парковкой, подвальным гаражом, мансардами, с собственным двором. Действительно, это более комфортное жилье. В принципе, можно было бы в этом направлении работать, но, повторюсь, на законном основании. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Главный архитектор Бреста поделился своим видением развития города.
|
|