«ЗВЕРОБОИ» КРАСНОЙ АРМИИ. 21.by

«ЗВЕРОБОИ» КРАСНОЙ АРМИИ

13.03.2015 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не так давно знакомый исследователь военной истории огорошил меня вопросом: дескать, известно ли мне, что уже в ходе заключительного периода Великой Отечественной войны «куда-то бесследно исчезали целые воинские части»? И не следует ли из этого, что противник просто уничтожал советские полки и дивизии?

В качестве примера собеседник привел 9‑й гвардейский тяжелый танковый полк. Эта воинская часть в составе 5‑й армии 3‑го Белорусского фронта отличилась в боях за освобождение Витебска и была удостоена соответствующего почетного наименования.

— Но после окончания Витебско-Оршанской операции я этот полк нигде не нахожу. Куда он делся? — торжествующе посмотрел на меня ревнитель военно-исторических знаний. — Скорее всего, его немцы уничтожили!

Пришлось (без помощи Интернета!) искать «пропавший» полк. Пролистав несколько справочников и установив судьбу в/ч 32561, позвонил давешнему «знатоку».

— Никуда этот полк не пропал, уважаемый коллега. В начале июня 1944 года он был переформирован в 395‑й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк и с этим номером дошел до Кенигсберга, а потом еще воевал на Дальнем Востоке.

— Тяжелый самоходный?.. Разве были такие? — неуверенно вопросил мой пытливый друг.

— Были! Эти части вооружались самоходными артиллерийскими установками 152‑мм и 122‑мм калибра. Они успешно истребляли фашистских «тигров» и «пантер» — поэтому в армии их уважительно именовали «зверобои». Хотя создавались эти машины не для борьбы с германским «зверинцем»…

* * *

…В наступательных боях зимой 1941/1942 года частям Красной Армии пришлось столкнуться с хорошо защищенными огневыми точками противника — дотами и дзотами. Поэтому еще в апреле 1942 года Главное артиллерийское управление РККА предложило создать «самоходный истребитель дотов».

Государственный комитет обороны это предложение артиллеристов принял. Но долгое время до создания новой боевой машины «не доходили руки». И только осенью 1942 года этим вопросом занялись вплотную.

Группу конструкторов возглавил знаменитый создатель советских тяжелых танков Жозеф Яковлевич Котин. За две недели (!)

были не только произведены расчеты и выпущены чертежи, но и был собран уральскими мастерами опытный образец самоходки на базе тяжелого танка КВ‑1С.

Испытания прошли успешно, и уже в феврале 1943 года первые машины КВ‑14 (позже — СУ‑152) отправились… в поселок Клязьму Московской области. И вот почему.

Одновременно для новой техники начали готовить специалистов. Бойцов и сержантов для самоходок обучали в 36‑м запасном самоходно-артиллерийском полку Московского военного округа и в 21‑м учебном тяжелом самоходно-артиллерийском полку в Челябинске.

С командным составом было посложнее. Специальным распоряжением Верховного главнокомандующего было предписано, что каждым самоходным орудием должен командовать не сержант, как это было во всех артиллерийских подразделениях, а офицер. Кроме того, должность старшего механика-водителя тяжелой САУ также была офицерской. Таким образом, из пяти членов каждого экипажа СУ‑152 двое носили погоны со звездочками — случай в мировой военной истории чрезвычайно редкий. Но этот факт показывает, какое большое значение придавало советское командование новому оружию.

Командиров тяжелых САУ и старших механиков‑водителей учили в четырех училищах — 2‑м Киевском самоходной артиллерии и 3‑м Горьковском, Соликамском и Буйском танковых.

Маршевые батареи (рядовой и сержантский личный состав) и офицеры-выпускники училищ прибывали в УЦСА (Учебный центр самоходной артиллерии), расположенный в поселке Клязьма. Там они получали технику и снаряжение, а затем из экипажей и машин формировались батареи и полки, которые проводили боевое слаживание и учения с боевой стрельбой. После этого тяжелые самоходно-артиллерийские полки (тсап) грузились в эшелоны и отправлялись на запад.

Сначала каждый тсап по штату состоял из штаба, шести двух­орудийных батарей и подразделений обеспечения. Затем батареи перевели на трехорудийный штат, сократив их количество до четырех. В 1944 году они получили еще по два орудия, и до конца войны тсапы состояли из штаба с командирской самоходкой, 20 линейных машин, роты автоматчиков, саперного взвода и подразделений обеспечения. Кроме того, порой не хватало офицеров, и за рычаги самоходок усаживались опытные сержанты…

Со временем советская промышленность разработала новые образцы тяжелых САУ на базе танка ИС‑2 — ИСУ‑152, ИСУ‑122 и ИСУ‑122С, вооруженные соответственно 152‑мм гаубицей-пушкой МЛ‑20С, 122‑мм корпусной пушкой А‑19 и 122‑мм пушкой Д‑25С.

Поэтому многие тсапы получили на вооружение новые тяжелые артсамоходы, а некоторые имели смешанное вооружение — тяжелые танки и тяжелые САУ. Всего в конце войны в Красной Армии имелось 55 тсапов, для которых советские заводы выпустили 5.870 тяжелых САУ.

Боевой дебют нового оружия состоялся на Центральном фронте в сражении на Курской дуге (1540‑й и 1541‑й тсапы). Выяснилось, что тяжелые самоходки исправно «убивают» любую цель, которая появляется на поле боя: любой танк, дот с мощной защитой (надо было угодить снарядом в амбразуру), противотанковые орудия (близкий разрыв снаряда переворачивал пушку и приводил к тяжелой контузии ее расчет — это в лучшем случае).

Хорошая броневая защита (например, литая маска пушки ИСУ‑122С имела толщину 120–150 мм) обеспечивала надежную защиту экипажа самоходки и ее жизненно важных агрегатов и позволяла тяжелым САУ подходить к цели почти вплотную.

Только удар с воздуха или попадание в гусеницу могли вывести боевую машину из строя. Но вскоре для борьбы с пикировщиками и штурмовиками на тяжелых самоходках стали устанавливать крупнокалиберный пулемет ДШК, а от нападений «фаустников» их защищала полковая рота автоматчиков.

Тяжелые самоходки дошли с боями до Берлина и Порт-Артура. Ярким свидетельством грозных боевых качеств этой техники стал тот факт, что все без исключения тсапы были удостоены гвардейского звания.

И еще один факт: модернизированные тяжелые САУ военных лет продолжали служить в Советской Армии еще долгие годы — вплоть до начала 70‑х годов прошлого века. Это рекорд «долгожительства» для боевых бронированных машин.

Советский Союз поставлял эти грозные орудия и в страны Варшавского договора, а также в Египет. Там в 1973 году во время так называемой войны Судного дня они приняли свой последний бой…

Сегодня старые самоходки можно увидеть только в музеях и на постаментах памятников — в Беларуси, России, Украине, Польше, Финляндии и Израиле…

Андрей Данилов, «Ваяр», danilov@mod.mil.by

 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не так давно знакомый исследователь военной истории огорошил меня вопросом: дескать, известно ли мне, что уже...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика