"Здесь не говорят "нет". Корреспондент TUT.BY прожил один день в монастыре. 21.by

"Здесь не говорят "нет". Корреспондент TUT.BY прожил один день в монастыре

09.04.2015 16:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На Страстной седмице - последней и самой строгой в течение семи недель Великого поста - корреспондент TUT.BY пожила в качестве паломницы в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в Полоцке и отметила здесь праздник Благовещенья.


Рядом с монастырем находятся дома, где живут паломники.

"Преподобная Евфросиния знает каждого, кто сюда приходит. Она видит, с чем и зачем ты здесь находишься. И каждому, кто хочет потрудиться для монастыря, дает такое дело, что ему полезно", - рассуждает сестра Ангелина.

Она дала нам послушание (значения церковных слов смотрите в словарике в конце материала - TUT.BY) - подготовить в трапезной посуду к празднику. Мы с Екатериной, такой же трудницей, молча моем стаканы. В монастыре чем меньше говоришь, тем лучше.

Приезд в обитель начался для меня с испытания - на терпение.

Поиск послушания

4.00. В понедельник, 6 апреля, проснулась рано утром, чтобы успеть на первый дизель в Полоцк. Никакой косметики и приличная для посещения монастыря одежда - юбка, платок. Все это мне непривычно в обычной жизни. Джинсы стали уже второй кожей.

7.10. В дороге сомневаюсь: нужна, не нужна мне эта поездка, хватит ли сил жить по монастырскому распорядку? В душе полный хаос...

9.20. В монастырь шла с вокзала пешком: хотелось погулять по Полоцку, который люблю. Сюда приезжаешь, как домой.


Фото: spas-monastery.by

10.00. Пришла в монастырь. В Кресто-Воздвиженском соборе подходила к концу литургия, начиналось причастие. Приложилась к мощам святой Евфросинии в серебряной раке, подала записки о здоровье родных и близких.

Рака с мощами преподобной Евфросинии. На ее изготовление пошло 120 кг серебра.
Фото: spas-monastery.by

Кстати, требы здесь на удивление дешевые. Так, молебен на год стоит 120 тысяч рублей, молебен у мощей преподобной - 40 тысяч. Кроме названных треб, в Полоцкой обители можно подать записки на проскомидию, сорокоуст, Неусыпаемую Псалтирь, благодарственный молебен, панихиду (на странице по ссылке есть объяснения, что значат эти священнодействия).  

На литургии находилась игуменья Евдокия. Было неловко отвлекать ее от молитвы, но подошла спросить: можно ли пожить в монастыре сутки и побыть трудницей.

Теплый взгляд мудрых глаз: "Откуда вы?" - "Из Витебска". - "Подойдите к охраннику на входе. Скажите о своем желании. Он позовет сестру, которая отвечает за размещение паломников. Она поселит вас и даст послушание". - "Хорошо. Спасибо".

Отошла. И только потом осенило: надо же было попросить благословение на проживание и труд. Но подходить второй раз к настоятельнице не решилась.


Территория монастыря. Вид с колокольни. Фото: spas-monastery.by

10.20-12.00. Пока нашла себе занятие, прошло почти два часа. Некоторое время дожидалась нужную монахиню. Она вначале отправила меня покушать. Показала дом, где я могу остановиться. Послушание обещала дать позже, после еды. Но потом я ее не нашла - сестры здесь очень занятые, на месте не сидят.

Все что-то делают, а я хожу как неприкаянная, ищу дела. Хотела уже ехать домой. Терпением-то не отличаюсь. Сдержало то, что я вообще-то тут не просто так, а на работе. Пожить сутки в монастыре - редакционное задание. Но странное дело: журналиста в себе все время хотелось "выключить". Это был редкий случай в рабочий день оказаться вдали от суеты. Хотелось поразмышлять кое о чем, разобраться в себе...

12.00. Подхожу к первой встречной монахине: "А нет ли у вас какой работы?" - "Что ты, деточка! Мы работу не даем, тебе надо в другое место обращаться, не в монастырь". "Вы меня не так поняли. Я ищу послушания". - "А, тогда пойдем, попробую помочь". И ведет меня к сестринской трапезной.

"Сестра Елена, тебе помощники не нужны?" - спрашивает монахиня у повара. Та посмотрела оценивающе, кивнула: "Пусть остается". Но у сестры Елены и так уже помощниц много: одна подметает двор, вторая моет стену трапезной, третья чистит картошку, четвертая носит какие-то ящики... На Страстной седмице в монастыре особенно много желающих потрудиться. В отдельной комнате сестры готовят творожные пасхи.

Мне поручили вымыть несколько окошек. Но они маленькие, быстро справилась. "Готово, что еще можно сделать?". Повар в затруднении: не знает, куда меня пристроить. Я уж совсем отчаялась: наверняка тут лишняя.

Встреча с ангелом

12.30. И тут на помощь пришел ангел. Сестра Ангелина.

Зовет меня в помещение, где кушают игуменья и остальные насельницы. Здесь две комнаты. В каждой в два ряда стоят столы. Большие иконы. Чистота, почти домашний уют.

"Татьяночка, вот, выбирайте себе передник, какой понравится. И будем мыть посуду к празднику. Соберите со столов салфетницы, пожалуйста. Помойте и поставьте сушить на подносики".

Она ласково уменьшает слова: подносики, сердечко, стаканчики... И, что интересно, это не звучит елейно.

Перемыла салфетницы. Хотя они и так были чистые. Сестра Ангелина приносит несколько коробок со стаканами. Мою их. Ко мне присоединяется трудница Екатерина, молоденькая девушка. Приехала из Светлогорска Гомельской области. Хочет пожить в монастыре неделю - до Пасхи. "Очень хотела сюда попасть. Села в поезд и поехала, даже не знала, примут ли меня здесь. Приняли!" - рассказывает она. 

Я не знаю, сколько лет сестре Ангелине. Разве у ангелов есть возраст? "Люди должны быть светлыми. Но как тут будешь - в таком-то одеянии?" - с улыбкой показывает она на свое черное облачение. И это говорит человек, один из самых светлых, кто повстречался мне в жизни.

Ангелы не любят говорить о себе. "А как давно вы в монастыре?" - спрашиваю. Деликатно отводит вопрос: "Мы? Кто как. Кто-то давно, кто-то - нет". Но по некоторым деталям понимаю, что сестра Ангелина в обители много лет.

Монастырская еда

15.00. Сделали мы на грош, а получили на рубль. Вымыли и перетерли насухо стаканы. Совсем не устали. И проголодаться не успели. А ангел говорит: "Отдохните". И зовет чай пить. Разрешает сесть за стол, за которым кушают насельницы обители. Угощает медом, вареньем, хлебом монастырской выпечки и сухариками. Вкуснейшими! Да еще с собой дает.

Брать гостинцы неловко: "Мы ж не сделали ничего особенного..." - "Как не сделали?! Вон как потрудились, что бы я без вас делала? Преподобная всегда помощников посылает. Бывает, работает человек, привыкнешь к нему, а ему уже уезжать надо, отпуск заканчивается. Все, думаешь, как теперь справляться? Но новый человек появляется. Неожиданно..."


Эти дорогие гостинцы было жалко есть. Хотелось подольше сохранить... 

Сам ангел чай не пил. Некогда ему чаевничать, весь в делах. Да и нельзя: в монастыре на Страстной седмице особо строгий пост. Сестры кушают только один раз в день, пища самая скромная, без подсолнечного масла. Мясные блюда в монастырях не едят никогда. Мясо для монаха - рыба. Но и ее в Великий пост не вкушают.

Паломников кормят в другой трапезной. Здесь на столе тоже никаких излишеств. На обед в понедельник подали овощной суп, картошку в мундире, свеклу, соленые огурцы, хлеб, чай. Ужина на Страстной неделе в обители нет.

Паломник должен без ропота довольствоваться едой и условиями проживания. Что-то не нравится - твои проблемы. Со своим уставом в монастырь не ходят, и дисциплина тут сродни армейской.

В монастырском кафе продают замечательную постную выпечку. Это если кому совсем уж невмоготу без вкусностей.

Келья святой Евфросинии

15.30. "А теперь вам надо пойти к себе - в гостиничный домик, отдохнуть, набраться сил перед службой. Она долгая - часа три. На нее надо обязательно настроиться. Но пока у нас есть немного времени, пойдемте, покажу вам келью, где жила преподобная", - говорит сестра Ангелина.

У нее сто дел, и другая на ее месте уже отправила бы нас восвояси. Помыли стаканы - и ладно, идите с Богом. А она ведет нас в святая святых обители. Не чудо ли?

Екатерина рада, как дитя. А я молчу уже, что видела келью раньше - в прошлом году делали репортаж о том, как реставраторы сохраняют росписи в Спасо-Преображенской церкви. Да и кто откажется снова побывать в древнейшем храме Беларуси?


Спасо-Преображенский храм


Лестница, которая ведет на хоры, где находится келья преподобной.


Вход в келью святой Евфросинии

Непередаваемое чувство: вот стоишь ты, крошечный, а рядом высятся столетия. В прошлый раз такого ощущения не было.




У древнего храма тоже есть свой ангел-хранитель. Согбенный, в теплом платке, строгий. Все, кто посещал Спасо-Преображенский храм, видели ее, сестру Зинаиду. Она всегда сидит на одном и том же месте - сбоку от алтаря, возле обогревателя. В святыне очень холодно, мерзнут все, священники тоже, поэтому литургия здесь проходит раз в неделю, по средам.

К холоду древних стен привыкла только сестра Зинаида. Каждого входящего сюда просканирует взглядом и в два счета поймет: кто ты, что ты и зачем.

"Сестра Зинаида, давно вы тут сидите?" - "Лет 25. Меня уже во всем мире знают. Сегодня вот голландцы приходили, смотрели тут все, удивлялись. На прощание по-нашему сказали "спасибо" и "до свидания". А я их языка не знаю... Утром преподобная дала мне силы, и я за уборку взялась. Помыла здесь и вот здесь. А здесь уже не смогла. Может, потом... Сестра Ангелина, забери вон тот букет - наверное, надо поменять цветы, завяли".

16.00. Желаем здоровья хранительнице Спасского храма. И прощаемся с сестрой Ангелиной. "Спаси вас Господи!" - говорит она.

Удивительно: и как только за пару часов человек стал таким родным!
 

Жилье для паломников


Надпись на двери в доме для паломников: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного"

16.10-16.40. Дом для паломников, куда меня поселили, находится под самыми стенами монастыря.

Захожу. "О, у нас новенькая!" - приветствуют "старожилы". Их здесь восемь человек. Кто откуда - из Минска, Витебска, Гомельской области, Украины. Две старушки, две незамужние девушки, остальные - женщины средних лет.


Дом, где я жила.

Не повторяйте моей самонадеянной ошибки: приезжать без предупреждения не стоит. Лучше заранее позвонить по телефону 8-0214-42-14-29 и сообщить о количестве человек, необходимости ночлега, питания, экскурсии.

Правила проживания просты. Вот они.




Просто так находиться в домах для паломников, спать или праздно проводить время нельзя. Это не обычная гостиница. Надо быть или на службе, или на послушании. Допускается лишь короткий отдых перед богослужением. Поэтому все жильцы собираются в домиках только ближе к ночи.

Обстановка здесь скромная, но есть все удобства для проживания. В большой комнате - кровати в два яруса, кресло, тумбочка. На кухне - полки с иконами, стол, стулья. Душ с горячей водой, туалет.




Полчаса отдохнула и пошла в Кресто-Воздвиженский храм - на вечернюю службу.


Вечерняя служба, исповедь


Вход в монастырь, надвратная колокольня

16.45-21.30. Молитвенник из меня никудышный. Нет терпения стоять на службах. На обычной-то не выстаиваю, а тут монастырская - четыре часа! 

Это и было самым трудным. Лучше бы перемыть еще тысячу стаканов или еще что-то сделать. Мысль уйти приходила не раз. Но... Вот стоит старушка. Опирается на палочку, но не садится. Вот стоит монахиня. А она поди измождена постом. Красиво поет хор, благоухают розы возле иконы святой Евфросинии. Стоишь. Как тут уйдешь.

Священник - седобородый, с ясными глазами - зовет на исповедь в соседний, Свято-Евфросиниевский храм. И широко улыбается. Редкое явление, чтоб православный священник улыбался.

Исповедь тоже необычная. Священник сидит на стуле, человек стоит на коленях. Исповедует обстоятельно, долго, не формально, как это часто бывает в обычных храмах. Что-то каждому объясняет, утешает, наставляет...

21.30. Без ужина мы с Екатериной все же не смогли. После службы пришли в гостиницу, достали гостинцы - хлебушек и сухарики. Попили чаю.

Ночлег 

22.00-1.30. Познакомилась с Ларисой, паломницей из Минска. Она приезжает в полоцкий монастырь уже 15 лет.

"Тянет меня сюда, тянет. В поезде по дороге сюда один человек мне сказал: "Ты злая и слабая". Так и есть: злая и слабая. 15 лет учусь терпению. Никак не научусь. А вообще Полоцк - это место силы. Преподобная Евфросиния знала, где монастырь строить", - рассуждает женщина.

"А какие послушания вы сегодня выполняли?" - "Подметала, мыла, гречку перебирала. С моим-то зрением - гречку! Но в монастыре нельзя говорить "нет". Дали послушание - делай. Если б не молодая помощница, до сей поры ту гречку перебирала бы".

"А раньше что делали, в прошлые приезды?" - "И в гостиницах убирала, и на огороде работала, и в храме порядок наводила. В храме не люблю послушания. Там женщины одна перед одной стараются выслужиться: кто лучше что сделает. А однажды поручили мне крошить капусту. Я не умею. Все пальцы перерезала. Мне рану перевяжут, и дальше крошу. Говорю: "Ну, будете капусту с моей кровью есть". И опять крошу. Человек должен понимать: всякому месту - свое предназначение. Пришел в ресторан - гуляй. Пришел в больницу - болей. Пришел в монастырь - молись".

В монастырях любимые разговоры паломников - про чудеса, прозорливых старцев (стариц). В Полоцке, как разузнали мои всеведущие соседки, стариц нет. Но многие люди специально сюда едут, чтобы побеседовать о своих проблемах с игуменьей Евдокией.

"Искушение" - слово-паразит в монастырях. Его паломники просто обожают, произносят к месту и нет. Повздорит с кем-то человек: "Вот, ты мне посылаешь искушение". Потеряет носки: "Ну надо же, какое искушение!". Хочет селедки в пост: "Ай, какое мне уже искушение!".

...Улеглись в нашем домике за полночь, хоть по правилам, свет нужно гасить в 22.00. Пожилые женщины ужинали, молились, поучали молодых: "Молитесь, и Бог пошлет вам мужа. Такой не будет вас бить, не уйдет из семьи".

Уже задремала, как вдруг просыпаюсь. Соседки схватились в жарком споре. Из-за политики. "Слава Богу, что Лукашенко у нас есть и что он взял власть", - говорит одна старушка. "Да, Лукашенко - молодец. А вот Путин начал эту войну в Украине", - поддерживает ее женщина среднего возраста. "Да что вы такое говорите! Никогда больше так не говорите! И это говорите вы мне, человеку, который 65 лет на Украине прожил?! Да Путин нас всех спас!" - кричит третья паломница, самая старшая здесь по возрасту.

В гневе она забыла про свой чай, про место, где находится. Неизвестно, чем бы все окончилось. Но тут кто-то стал громко читать вечернее молитвенное правило. Спорщицы утихли.

1.30-5.30. Решила в монастыре не злоупотреблять интернетом. За весь день вошла в него только раз, перед сном. Прочитала новости с телефона. Все же это профнеобходимость. Хотя, не скрою, наркотик - тоже.

Спала плохо, от силы часа четыре, то и дело просыпаясь. Так всегда бывает в непривычной обстановке.
 

Праздник Благовещенья

6.00. Не выспалась, но встала легко: праздник же! И с самого утра было видно, что день будет хороший, солнечный.

Ранняя служба шла в Свято-Евфросиниевской церкви. Ее еще называют Теплой. Храм был полон. И было правда тепло - от благовещенской радости. Причащал тот самый священник - улыбающийся, с ясными глазами.

8.30. Перед отъездом еще раз подошла к мощам святой Евфросинии. Подумала: хочется попрощаться с сестрой Ангелиной, но где ее искать? И надо же: оглядываюсь, а она сзади стоит! Ангелы, они всегда рядом. "Спаси вас Господи!" - говорит. 

9.00. На прощание погуляла возле Полоты. Думала, это спокойная река, а оказалось, течение тут довольно сильное.










Стояла на мостике и думала: хорошо, что побывала в обители. Пользы от моего труда тут, конечно, было с гулькин нос: стаканы-то были чистыми. Сюда надо было приехать, чтобы кое-что понять в себе.

Словарь религиозных терминов

Игуменья - настоятельница (руководительница) монастыря

Литургия - главное богослужение, во время которого совершается таинство причастия (евхаристии)

Мощи
- останки святых христианской церкви, объект религиозного почитания

Послушание - определенная обязанность, которую должен нести монах (послушник или трудник) в монастыре

Причастие - таинство, которое заключается в освящении хлеба и вина и последующем их вкушении. Согласно христианскому вероучению, дает возможность верующему соединиться с Богом.

Седмица - неделя

Трапезная - столовая

Требы - священнодействия, совершаемые по просьбе (требованию - отсюда название) верующих

Трудник - добровольный и бесплатный работник при православном монастыре. Обитель обеспечивает его питанием и проживанием. Трудника нужно отличать от послушника, хотя они могут исполнять одинаковые послушания. Послушник приходит в монастырь с намерением стать монахом, а трудник живет здесь лишь некоторое время.

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пожить сутки в монастыре - редакционное задание. Но странное дело: журналиста в себе все время хотелось "выключить".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика