Четыре года назад в понедельник вечером 11 апреля 2011 года 19-летний водитель погрузчика Минского тракторного завода Андрей Бахмат шел по перрону станции метро "Октябрьская". Он ехал в автошколу сдавать зачет. В 17.56 на "Октябрьской" прогремел взрыв. Бомбу мощностью 5-7 килограммов тротила, начиненную поражающими элементами, оставили под скамейкой. В результате трагедии погибли 15 человек. Всего ранения различной степени тяжести получили почти 400 человек.
Потерпевшие чаще всего не хотят вспоминать трагедию
Сегодня Андрей о трагедии вспоминает редко, но эпикриз из военного медицинского центра хранит. Тогда в метро он получил взрывную травму, множественные осколочные ранения мягких тканей ног, поясницы, также ему диагностировали острую двухстороннюю тугоухость, субъективный ушной шум. – Меня отбросило взрывной волной ближе к лестнице, я ничего не слышал минуты две-три, звон в ушах стоял страшный, – рассказывает он.
Андрей поднялся и пошел к выходу через станцию метро "Купаловская". Спускаясь по улице Карла Маркса, парню стало плохо, и постовой вернул его назад к выходу из метро, где стояли машины скорой помощи.
– Меня положили на носилки, какая-то женщина накрыла своим пальто, потому что мои куртка и штаны были порваны, – вспоминает он.
Андрей пробыл в госпитале две недели. От помощи психологов отказался, так как, говорит, что не падал духом. Позже получил компенсацию в районе 10 миллионов рублей, также ему предложили отдохнуть в санатории. Этой возможностью он воспользовался.
– В прошлом году звонила какая-то женщина и спрашивала, как самочувствие, предлагала лечение и снова отдых в санатории. Но я отказался, пока все нормально, – добавляет он.
Помимо Андрея, TUT.BY обратился к десяткам пострадавшим, однако почти все они отказались давать какие-либо комментарии. Многие не хотят вспоминать о трагедии.
Люди начали помогать друг другу еще до приезда спасателей и медиков
К месту трагедии моментально выехали спасатели. Среди них был начальник караула пожарной аварийно-спасательной части №19 Минского городского управления МЧС, капитан Евгений Ращеня.
– В 18.02-18.03 раздалась тревога, я взял путевку – было написано, что взрыв. Мы не предполагали, что в метро такая ситуация, думали, может, замыкание. Когда прибыли на "Купаловскую", увидели большое скопление людей. Они не могли объяснить, что случилось, были напуганы. Чем дальше мы продвигались в метро, тем больше видели людей с увечьями. Два человека мне навстречу несли третьего, которого перевязали подручными средствами. Эскалатор стоял, мы с командиром отделения первыми спустились и зажгли фонарь. Человек сто или больше лежали на полу, вокруг пыль и дым, некоторые стояли и не понимали, куда идти. Многие помогали друг другу, делали перевязки подручными средствами. Людей в том числе выносили на спинках сидений поезда метро, – рассказывает он.
Сергей Федорцов, оперативный дежурный Центра оперативного управления Минского городского управления МЧС, также отметил, что люди, оказавшиеся в гуще событий, помогали спасателям выносить людей. Кто-то из автомобилистов предлагал на улице медицинские препараты, жители домов, расположенных рядом с выходами из метро, приносили воду.
Эвакуация заняла минут 20-25.
Медики также оперативно прибыли к месту трагедии. Для Владимира Стецуна, врача выездной бригады реанимации подстанции №3 УЗ "Городская станция скорой медицинской помощи", этот день начался обычно, но он как будто предчувствовал трагедию. В его бригаде была фельдшер, и впервые заступила на смену девушка-стажер по имени Роза:
– Мы съездили с утра на вызов, затем пошли на подстанции пить кофе. И Роза с нами. А я ей вдруг говорю: "Роза, а чего ты сидишь? Ты знаешь, как у нас сумка устроена? Где какие лекарства лежат?" Она отвечает, что нет. Я говорю: "Так ты бы взяла и посмотрела. Случись чего, суета какая-то, рук не хватает в таких случаях, а ты не знаешь, где что". Роза оказалась девочкой очень дотошной и на протяжении дня изучала сумку.
Вечером их вызвали оказывать помощь людям на "Октябрьскую" и, по словам Владимира, Роза участвовала в этом процессе так, как будто уже давно работает на скорой помощи.
Пострадавших развозили по больницам города весь вечер, метро взяли под усиленную охрану, а минчане начали приносить к "Октябрьской" цветы и свечи и сдавать кровь для пострадавших в метро, отказываясь от денежной компенсации. Открыли счета по сбору средств для помощи пострадавшим.
Официальных мероприятий с участием руководства города в День памяти не будет
12 апреля 2011 года бывший председатель Комитета государственной безопасности Беларуси Вадим Зайцев сообщил, что по делу о теракте в минском метро задержаны три человека, один из них рассматривается в качестве подозреваемого. За два дня в МВД и КГБ Беларуси опросили более 2,5 тысячи человек.
13 апреля в Беларуси объявили днем траура и начали хоронить погибших. Во многих городах прошли минуты молчания и акции памяти жертв трагедии. В этот же день Александр Лукашенко :
– Сегодня в 5 утра преступление было раскрыто. Чекистам и милиции понадобились всего сутки, для того чтобы вчера в 9 вечера провести блестящую операцию и без шума, выстрелов и трескотни задержать исполнителей. Сегодня в 5 утра они дали показания. Главное, мы уже знаем, кто и как совершил этот теракт. Пока только неизвестно, зачем. Но и это скоро станет известно.
Задержанные дали признательные показания не только по взрывам в метро, но и по Дню Независимости в Минске в 2008 году и Витебске в 2005 году.
Задержанными оказались 25-летние уроженцы Витебска. Имена подозреваемых в СМИ назвали спустя несколько дней после трагедии – токарь Дмитрий Коновалов и электрик Владислав Ковалев. Официально эти данные в то время озвучены не были, поэтому в КГБ и Генеральной прокуратуре заметили, что оглашение фамилий предполагаемых террористов может создать дополнительную угрозу жизни и здоровью граждан.
Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Беларуси, руководитель следственной группы , что сотрудники антитеррористического центра КГБ получили видеоматериалы. На них видно, как исполнитель теракта приезжает на станцию метро "Купаловская" с большой черной сумкой, спускается на станцию "Октябрьская". Он некоторое время находится на перроне, затем оставляет сумку возле скамейки, поднимается по лестнице перехода между станциями и наблюдает с лестничного пролета за происходящим на станции. Затем, по словам Шведа, он производит "какие-то манипуляции руками, то ли в кармане куртки, то ли штанов", после чего происходит взрыв.
29 апреля он также озвучил, что двум гражданам Беларуси по факту взрыва в метро вменяют в вину совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 289 Уголовного кодекса (терроризм). Они обвиняются в том, что устроили теракт по предварительному сговору с целью дестабилизации обстановки, устрашения населения и убийства людей. Одному из них также предъявили обвинение по частью 3 статьи 295 УК (незаконный оборот оружия).
1 августа завершили предварительное расследование по делу о теракте в метро, а также о взрывах в Минске 4 июля 2008 года и Витебске 15 и 22 сентября 2005 года. 4 августа уголовное дело направили в Верховный суд.
15 сентября в столичном Доме правосудия начались судебные слушания, уголовное дело состояло из 550 томов. Суд приговорил Коновалова и Ковалева . Зал суда был заполнен почти полностью, а присутствовавшие на нем все 4,5 часа оглашения приговора стояли.
В марте 2012 года Коновалова и Ковалева расстреляли. Где захоронены тела, родные не знают.
11 апреля того же года у входа на "Октябрьскую" открыли мемориальный знак погибшим в результате теракта в минском метро – .
11 апреля 2015 года, как сообщили в Мингорисполкоме, официальных мероприятий, приуроченных памяти погибших во время теракта, с участием руководства Минска не запланировано.
Четыре года назад в 17.56 в минском метро на станции "Октябрьской" прогремел взрыв. 15 человек погибли, в целом ранения различной степени тяжести получили почти 400...