Беларусь так и будет оставаться кузницей кадров для Туркменистана, пока в сфере высшего образования страны не проведут реформы. Сподвигнуть к этому, говорят специалисты, может вступление в Болонскую систему. Они также уверены: рейтинги способствуют конкуренции среди университетов и повышению планки качества предоставляемых услуг.
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Белорусские университеты фигурируют в нескольких международных рейтингах.
Во всемирном рейтинге университетов QS World University Rankings 2014/2015Белорусский государственный университет находится между 491-500 местом и является 218-м по привлекательности в Европе. Белорусский национальный технический университет в том же рейтинге занимает 701+ место и 282-е среди европейских вузов.
В мировом вебометрическом рейтинге университетов (Webometrics Ranking of World Universities), где проанализированы 22 000 из почти 30 000 высших учебных заведений планеты, Белорусский государственный университет занимает 612-е место среди ведущих вузов мира. А ранжируются высшие учебные заведения по четырем показателям, характеризующим уровень научных публикаций и присутствие университетов в интернете: "влияние", "присутствие", "открытость" и "качество".
В первой тысяче лучших вузов мира Беларусь представлена только Белгосуниверситетом.
Гродненский государственный университет занял 2039-ю позицию, Белорусский национальный технический университет разместился на 2230-й строчке, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники — на 2952-м месте.
Всего в рейтинг Webometrics Ranking of World Universities, который оценивает качество веб-сайтов вузов, попали около 50 белорусских университетов.
В рейтинге стран СНГ БГУ вошел в тройку лучших, Белорусский государственный технологический университет занял 24-е место, БНТУ – 32-е.
Эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич считает: хотя система рейтингования несовершенна и вызывает много сомнений по поводу объективности, она стимулирует вузы постоянно следить за ситуацией на рынке образовательных услуг и принимать решение о запуске программ развития в высшем образовании.
Для белорусской системы образования важно объективно оценить свое положение на мировой арене и стремиться к тому, чтобы развивать качество высшего образования. Но этого пока не происходит.
— Содержание нашего образования не имеет ничего особенного и уникального, и оно, несомненно, требует определенных реформ, — уверена Светлана Мацкевич.
Могут ли рейтинги стимулировать вузы к реформам?
Участие в рейтингах позволяет оценить университет с позиции соответствия тем или иным показателям, в зависимости от критериев рейтинга. А их результаты при наличии доброй воли администрации вуза создают предпосылки к тому, чтобы постепенно изменяться к лучшему, считает юрист, член Общественного Болонского комитета Олег Граблевский.
— Но Беларусь кичится своим богатым самобытным развитием, находится в международной изоляции и покорять может лишь рейтинги по уровню выполнения показателей, которые доводит Министерство образования, а также рейтинги несвободы — несвободы исследований, преподавания, участия в управлении университетом, — считает эксперт.
В топ рейтингов попадают те университеты, которые тратят на обучение огромные средства. Поэтому во всех странах выделяются исследовательские университеты, которые ориентированы на подготовку научных кадров и на исследования. Именно по таким критериям главные мировые рейтинги оценивают университеты, подчеркивает бывший проректор Европейского гуманитарного университета, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
— Рейтинги важны, поскольку они задают планку достижений. Для национальной системы образования важно понять, как она соотносится с мировыми лидерами. И в идеале результат анализа стимулирует страну к образовательным реформам, повышающим качество образования и научных исследований, – говорит профессор.
Но повысить свои позиции в международных рейтингах невозможно без предварительной стандартизации качества образования и повышения стимулов и привычки конкурировать на рынке образовательных услуг.
Беларуси не хватает национальной системы рейтингов, которая бы стала отправной точкой для развития конкуренции.
— Попытка создать официальный внутристрановой рейтинг закончилась большим недовольством руководителей вузов, которые не заняли высоких позиций, — говорит Владимир Дунаев.
Делал несколько национальных рейтингов и Болонский комитет, например, рейтинг информационной доступности, рейтинг об уровне интернационализации вузов. Однако составлять их приходилось по той информации, которая доступна, например, по данным, предоставленным на сайтах университетов.
Национальные рейтинги вместе с определенными реформами в системе образования могут приучить вузы стремиться к постоянному улучшению качества услуг и разработке инновационных подходов. Это важно для привлечения как белорусских, так и иностранных студентов.
— Без реформы системы образования, ориентированной на европейские стандарты, наши вузы никогда не станут привлекательными для иностранных студентов. Беларусь может быть обречена оставаться кузницей, например, туркменских кадров. И лишь до тех пор, пока этих студентов будут централизованно, без предоставления выбора, направлять в наши вузы, — считает Олег Граблевский.
Провести реформы или их видимость Беларусь будет вынуждена, если войдет в Болонский процесс, считают специалисты. Тогда страна возьмет на себя определенные обязательства. И вероятность повышения позиции университетов в международных рейтингах может возрасти.