Белорусские хроники 1945-го. Госбанк: "Продажа водки занижена и нуждается в корректировании"
03.06.2015 10:03
—
Новости Общества
|
70 лет назад, в начале июня 1945 года, правительство БССР озаботилось недостаточным сбытом водки, ибо Госбанк СССР строго указал на провалы в выполнении кассового плана и вынужденную эмиссию на территории республики.
Проблема нехватки кассовой наличности в БССР будет остро стоять до той поры, когда из Германии двинутся на восток эшелоны с демобилизованными. В пути следования толпы офицеров, сержантов и старшин с пачками инфляционных рублей в руках начнут штурмовать коммерческие магазины и сметать с прилавков бутылки спиртного. Пить начнут в советской зоне оккупации… …и продолжат дома: Однако до массового возвращения демобилизованных воинов население Беларуси не очень-то смотрело в сторону государственного винного прилавка. Употребляли самогон, а дензнаки приберегали для покупки обуви, тканей, посуды – всего того, что было дефицитом. В то же время Госбанк требовал быстрого оборота денежной наличности. Наиболее эффективной в советской экономике была такая "схема": человек получает зарплату в фабричной кассе и – немедленно относит дензнаки в рюмочную… ЦК КП(б)Б приветствовал сообщения "с мест" о наращивании производства и расширении ассортимента алкогольных напитков. Вот, например, 19 февраля 1945 года в газете "Гомельская праўда" появляется заметка с примечательным заголовком "Восстановление Гомельского плодовинзавода":
"В ближайшее время начнется восстановление Гомельского плодовинзавода. Он будет выпускать продукцию в значительно большем количестве, чем до войны. Кроме восстановления коробок старых заводских корпусов, будут строиться новый корпус цеха-лаборатории, жилые и административные здания". Но где до созревания урожая плодов и ягод 1945 года дирекция плодовинзавода намеревалась добывать сырье – об этом умалчивали. И разливали напиток типа "сучка" – дешевую водку, которая продавалась в многочисленных уличных ларьках и рюмочных. В стартовом году первой послевоенной пятилетки предприятие досрочно выполнит производственные задания. По итогам 1946 года Гомельский плодовинзавод будет назван в одном ряду с Гомсельмашем, заводом "Двигатель революции", стеклозаводом им. Сталина, швейной фабрикой "Коминтерн", судоремонтным заводом — предприятиями, которые представляли тогдашнее лицо экономики Гомельщины. А вот руководителей Витебской области в Минске подвергали критике. Из апрельской справки инструктора промышленного отдела ЦК КП(б)Б тов. Былицкого о ходе восстановления предприятий Наркомата пищевой промышленности БССР:
"Витебский водочный завод должен быть восстановлен во II квартале 1945 года на мощность 500 дкл водки в сутки и 2000 дкл водки в сутки в IV кв. 1945 г. Однако, на сегодняшний день завод не подготовлен ни к 1-й очереди и не видно никаких перспектив в части подготовки завода к выпуску 2000 дкл водки в сутки в IV квартале 1945 года. Восстановление завода ведется хозяйственным способом, но ввиду отсутствия строительных кадров и стройматериалов восстановление завода идет очень медленно". Газета "Советская Белоруссия" раз за разом печатала объявление: Вместо ботинок, кастрюль, керосина и постного масла – казенная водка из картофельного (а то и гидролизного) спирта. Тем не менее Белорусская республиканская контора Госбанка СССР в лице ее управляющего И.С. Полякова жестко поставило вопрос о мерах по снижению эмиссии по Белорусской ССР. Секретарь ЦК КП(б)Б В.Н. Малин получил специальный доклад, в котором констатировалось:
"За 1944 год выпущено по республике денежных знаков в обращение, которые не вернулись в кассу Государственного банка, на 867 млн рублей, в 1 квартале 1945 года – 259 млн руб. и за два месяца 2 квартала 1945 года – 165 млн рублей". Далее предлагались сравнительные таблицы с показателями отоваривания фондов зарплат "по Белорусской ССР, Смоленской и Киевской областям (также находившимися под оккупацией), Саратовской (сельскохозяйственной) и Челябинской (индустриальной) областям". Беларусь выглядела хуже всех (в смысле: мало несла денег в водочные магазины). Поэтому тов. Поляков выделил три перспективные направления, в которых следует поработать специалистам Наркомторга БССР: а) водка; б) соль; в) картофель; г) прочие продтовары; д) прочие промтовары. Процитируем стратегический раздел "А":
А теперь, внимание, ключевая прогнозно-горестная сентенция в документе от 9 июня 1945 года управляющего Белорусской республиканской конторой Госбанка СССР Ивана Стефановича Полякова:
"Возможность сбыта дополнительного количества водки не может вызвать сомнения: в 1940 г. в БССР было реализовано водки на душу населения около 3,4 литра, а с учетом дополнительного выпуска водки это составит в 1945 г. лишь 1,6 литра". Вот ведь беда какая: белорусское население мало покупало казенной водки! Означало это в числе прочего то, что партийно-государственный аппарат БССР существовал благодаря московским вливаниям денежных знаков… Сокращение эмиссии путем увеличения продажи спиртного фактически являло собой принудительную алкоголизацию населения. По оценкам экономистов, в 1946 году около 30 процентов бюджета СССР составят поступления от продажи населению спиртных напитков. Это был больной бюджет больной страны. О социальных последствиях массового употребления послевоенного "сучка" расскажем с конкретными примерами в последующих публикациях.
(Продолжение следует) Источник документов: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
70 лет назад, в начале июня 1945 года, правительство БССР озаботилось недостаточным сбытом водки, ибо Госбанк СССР строго указал на провалы в выполнении кассового... |
|