Прогулка по родовому имению магнатов. Репортаж из Несвижского замка
05.07.2015 11:07
—
Новости Общества
|
В этом выпуске проект
Несвижский замок, а правильнее его называть Дворцово-парковым комплексом князей Радзивиллов является главным объектом Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж". Кроме того, для посещения туристов открыты Ратуша, Фарный костел с усыпальницей Радзивиллов и Слуцкие ворота. Несвижский дворцово-парковый комплекс – один из самых известных туристических объектов страны. После реставрации, которая завершилась в 2012 году, каждый год его посещает около 400 тысяч человек со всего мира. Это объяснимо, ведь он ничем не уступает замкам и дворцам других европейских стран. – Сотрудники комплекса активно перенимают опыт европейских коллег. Были стажировки в Италии, Германии, Австрии, Франции, Польше. Нам важно соответствовать общемировым стандартам. Многое из того, что появилось в нашем музее, является ноу-хау для нашей страны. Например, мы единственные, кто перешел на современную билетно-турникетную систему учета посетителей. По историческим объектам Несвижа внедрена система QR кодов с получением информации с Популярности Несвижского дворцово-паркового комплекса способствует и активная культурная деятельность музея-заповедника. Здесь ежегодно в конце июня проходят вечера оперы и балета, которые привлекают около 7 тысяч зрителей, проводятся концерты, театральные фестивали, дворцовые балы, музейные перформансы, международные выставки. Музей-заповедник принимает участие в Ночи музеев, но программа здесь длится намного дольше – около 10 дней т.к. начало мая всегда совпадает с наиболее активным посещением нашей страны российскими туристами. В этот период проходят музейные театрализованные представления и концерты, в которых принимают участие исполнители и коллективы из столицы. В ближайшем будущем музей-заповедник планирует реализовать ряд новых проектов. В первую очередь, это реэкспозиция в Ратуши, где возникнет новая экспозиция, посвященная истории Несвижа и небольшой детский музей. Кроме этого, планируется организовать музей частных коллекций, новые экспозиции во дворце, ресторан быстрого питания, мини-гостиницы. Радзивиллы – один из древнейших и богатейших родов Великого Княжества Литовского. Среди них были талантливые военачальники, дипломаты, политики, меценаты, деятели искусств. Радзивиллы одними из первых в Речи Посполитой стали создавать собственные промышленные предприятия – мануфактуры. В первой трети XVIII в. по инициативе Анны Катерины Радзивилл появились стекольные мануфактуры в Налибоках и Уречье. Позже в Кореличах ткали гобелены, в Несвиже действовали суконная и ковровая мануфактуры, в Свержене – фаянсовая, в Слуцке – знаменитая "персиярня", где изготовляли изысканные пояса. Продукцию мануфактур продавали в Речи Посполитой и за ее пределами. Радзивиллов хорошо знали в Европе, и породниться с ним считали за честь представители древнейших аристократических фамилий. Богатство семьи Радзивиллов формировалось столетиями. Уже в XVI в. представители этого рода занимали высшие государственные должности, верно служили великим князьям и королям, которые щедро их награждали. Кроме того, Радзивиллы находились в родстве с коронованными особами: в XVI в. Барбара Радзивилл была женой великого князя Сигизмунда Августа; в XVII в. Михаил Казимир Радзивил был женат на Екатерине Собесской, сестре короля Яна III. В XVIII его внук, тоже Михаил Казимир, по прозвищу Рыбонька, женился на Франтишке Уршуле из дома Вишневецких, которая приходилась родственницей королю Михаилу Вишневецкому. Поэтому о Радзивиллах иногда говорили, что они получили наследство трех королей. Свыше 400 лет одной из главных радзивилловских резиденций был Несвижский дворец. Над входом в центральный корпус дворца сохранилась закладная доска, текст которой гласит, что строительство замка началось по инициативе князя Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка 7 мая 1583 г. Сам князь в это время в городе отсутствовал, он совершал паломничество в Святую Землю. Достоверность даты вызывает сомнения у специалистов, согласно некоторым источникам замок начали строить годом ранее. Кроме того, упомянутая доска появилась во дворце во время его реконструкции в первой половине XVIII в. И сегодня трудно судить насколько надпись на ней соответствует реальности. Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что каменный замок начали возводить в 80-е годы XVI столетия при Николае Христофоре Радзивилле. В отличие от Мирского замка, который, прежде всего, был оборонительным сооружением, Несвижский, построенный по последнему слову европейской фортификационной науки, должен был подчеркивать величие рода. В середине XVIII столетия, в ходе масштабных реставрационных работ на первое место вышла репрезентативная функция. С этого времени он стал не столько крепостью, сколько дворцом – резиденцией богатейших магнатов Великого Княжества Литовского. Радзивиллы были не только собирателями книг, но и авторами некоторых литературных произведений. Например, Николай Христофор Радзивилл Сиротка во время паломничества в Святую Землю вел подробный дневник, который спустя некоторое время издал отдельной книгой. Первое издание "Перегринации…." (Путешествия…) увидело свет в 1601 г. Книга была написана на латыни. Впоследствии она неоднократно переиздавалась, была переведена на польский и русский языки. В 90-е годы прошлого века "Перегринация…" вышла и на белорусском языке. Копию первого издания можно увидеть в одном из залов музея, где воссозданы библиотека и архив Радзивиллов. Здесь также представлены книги ХІХ-ХХ вв., некоторые из них с радзивилловскими экслибрисами, копии архивных документов и привилеев, портреты архивариусов, фотографии, на которых запечатлен облик дворцовой библиотеки. Особое внимание посетителей зала привлекает реконструкция глобуса нач. XVII века, на котором изображен мир как его представляли четыреста лет тому назад. На глобусе нет Австралии и Антарктиды, эти континенты открыли гораздо позже, зато среди городов земного шара обозначен Несвиж. Такое внимание к небольшому поселению, где в лучшем случае проживало около 2 тысяч человек, можно объяснить тем, что заказчиком глобуса выступал кто-то из представителей несвижской линии Радзивиллов. В XVII в. Несвижский замок дважды штурмовали, но не смогли взять русские войска. Но уже в 1706 г. он стал добычей шведов. Строго говоря, штурма и боев не было. В мае 1706 г. к стенам крепости подошел отряд под командованием короля Карла XII. Князя в городе не было. Комендант был полон решимости защищаться до конца и наверняка мог бы отбить вражеский приступ. Но на его беду в крепости прятались сотни мещан со всем своим имуществом. Через парламентера шведы пригрозили, что в случае штурма не оставят в живых никого из защитников. Эта угроза так испугала несвижан, что они буквально заставили коменданта распахнуть ворота и впустить шведов. Гарнизону и мирным жителям сохранили жизнь, а замок был разрушен. Бастионы и ворота взорвали, дворцовый корпус сожгли. Свой сегодняшний облик замок получил уже в середине XVIII в. В XIX веке дворец переживал упадок. После смерти Доминика Радзивилла им владели представители берлинской линии рода, которые больше внимания уделяли своим прусским и польским владениям. Более чем 50 лет князья не появлялись в своей резиденции. И лишь в 70-е годы ХІХ в. началось возрождение несвижского дворца. Его связывают с именем Марии Дороты де Кастелян, представительницы французского аристократического рода, которая была женой князя Антония Вильгельма Радзивилла. Она много сделала для того, чтобы вернуть замку былое величие. Благодаря ей был отремонтирован дворец, сюда вернулись некоторые фамильные ценности, вывезенные в российские музеи в 1812 г. Несвиж снова стал центром культурной жизни края, а вокруг замка были заложены чудесные парки, сохранившиеся до наших дней. Бурные события 1917 г. также оставили свой след в истории Несвижа. Радзивилы оставили семейное гнездо и вернулись сюда только в 1921 г., когда согласно Рижскому договору город вошел в состав Польши. В сентябре 1939 г. Западная Беларусь стала частью БССР. Князья снова покинули замок, на этот раз навсегда. Новая власть сначала планировала создать во дворце музей, потом автодорожный техникум. Все эти планы перечеркнула война. В годы оккупации в замке действовал немецкий госпиталь. В 1945 г. здесь открылся санаторий. Богатейшие коллекции, которые собирали веками, перед войной распределили между различными учреждениями: библиотеку и архив передали Академии наук БССР, картины – Художественной галерее, мебель – киностудии "Советская Белоруссия". Многое пропало в годы войны. В 1993 г. был создан Национальный историко-культурный заповедник "Несвиж". В 2001 г. был закрыт санаторий. С 2004 г. началась полномасштабная реставрация и оформление внутренних интерьеров залов. В 2005 году дворец был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 20 июля 2012 г. Несвижский замок был полностью открыт для посетителей. Чтобы рассказать обо всех разделах музейной экспозиции, понадобится немало времени, поэтому коротко остановимся на самых интересных с нашей точки зрения. Прежде всего, нужно отметить отреставрированные апартаменты князя: спальня, кабинет и так называемый Звездный зал. Последний обязан своим названием главному украшению – восьмиконечной звезде на потолке. В кабинете князя можно видеть оригинальный гарнитур конца ХІХ в.: диван, три стула, два кресла. Этот гарнитур принадлежал последним несвижским Радзивиллам. После того, как замок стал собственностью государства гарнитур был передан на киностудию "Беларусьфильм" и относительно недавно вернулся в замок. В спальне представлена оригинальная кровать XVII в. работы западноевропейских мастеров. В княжеских покоях сохранились оригинальные печи, одна из которых украшена большим гербом Николая Радзивилла Черного, дубовые панели, которыми обшиты стены. Белый бальный зал – это скорее салон для светских бесед. Здесь гости обсуждали новости политики, моды, искусства. До нашего времени здесь сохранились четыре колонны из искусственного мрамора (стукко), круглые ниши, в которых воссозданы печи оригинальной формы. Радзивиллы были известны, как коллекционеры предметов искусства, оружия и рыцарских доспехов, монет и медалей. Сегодня в отдельных залах можно увидеть, как выглядели эти коллекции. Например, в трех кабинетах демонстрируются пояса Слуцкого типа и их фрагменты (всего 5 предметов). Это немало, если учесть, что во всех белорусских музеях находится 12 таких поясов. А когда-то, только в одном Несвижском замке их было 32. Эта коллекция бесследно пропала в годы Второй мировой войны. В XVIII веке в замке стала формироваться коллекция минералов, которую собирал Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька. Сегодня в отдельном зале представлены образцы некоторых интересных пород: кварца, малахита, янтаря, горного хрусталя, топаза. Не оставляет посетителей равнодушными арсенал, где собрана коллекция оружия XVII-XX вв. Среди экспонатов есть и оригинальные несвижские предметы. Например, гаковницы – стрелковое оружие XVI-XVII вв., нечто среднее между пушкой и ружьем, вес которых составляет от 7 до 25 кг. Свое название они получили от крюка (гака). При стрельбе с крепостных стен с помощью гака они цеплялись за выступ стены, что уменьшало отдачу. Здесь же ствол пушки начала XVIII в., который весит 1,5 тонны. И гаковницы, и пушка были утоплены шведами в замковом рву триста лет тому назад. Также в арсенале представлены точные копии двух пушек отлитых в замке на рубеже XVI-XVII вв. Это не только оружие, но и настоящее произведение искусства. Не случайно эти пушки имеют даже собственные названия – "Цербер" и "Виноград". Оригиналы находятся в Санкт-Петербурге в музее артиллерии. Радзвиллы слыли известными покровителями искусства. Франтишка Уршуля Радзивилл создала в Несвиже один из первых профессиональных театров на территории Беларуси, здесь действовала музыкальная и балетная школа, придворная капелла. В экспозиции музея воссозданы театральные машины, которые использовались в постановках XVIII века. С их помощью воспроизводился шум дождя, завывания ветра, имитировались морские волны. Ну и конечно нельзя не упомянуть о знаменитой "черной даме Несвижского замка" - Барбаре Радзивилл, которая якобы является обитателям замка накануне всяческих бедствий. Согласно легенде, король Сигизмунд Август, после смерти любимой жены попросил придворных алхимиков вызвать ее дух. Его предупредили, что при появлении призрака нужно оставаться неподвижным и ни в коем случае не пытаться до него дотронуться. Король пообещал. Но увидев, как в воздухе появляются очертания его любимой Барбары (Басеньки), не смог сохранить спокойствие. С криком "Басенька, родная моя!", бросился к ней. Призрак немедленно растворился, а душа Барбары с тех пор так и не может найти дорогу в царство мертвых. Адрес: Минская обл., г. Несвиж, Дворцово-парковый ансамбль Цена билета: Взрослый: 100 тысяч бел.рублей Студентам и школьникам: 50 тысяч бел.рублей Бесплатно: дошкольники, инвалиды, ветераны ВОВ, военнослужащие срочной службы, сироты, дети, с особенностям психофизического развития, участники ликвидации последствий на ЧАЭС, лица, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане и музейные работники РБ. В период с мая по ноябрь музей работает без выходных, в остальное время выходной – вторник. Телефоны информационно-кассового центра: +375 (1770) 20602, +375 (1770) 20660;
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несвижский дворцово-парковый комплекс - один из самых известных туристических объектов страны. После реставрации, которая завершилась в 2012 году, каждый год его... |
|