«Экзамены в 9-м классе нужно отменить, потому что они являются чистой воды формализмом», — заявил заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке нижней палаты парламента Михаил Волков.
Но не спешите радоваться, школьники и их родители. Во-первых, депутат считает нужным оставить экзамены по русскому и белорусскому языкам. Во-вторых, для желающих пойти в 10-й класс — ввести дополнительные экзамены. Кто не справился, добро пожаловать в ПТУ.
Школьные экзамены превратились в профанацию, учителя разрешают списывать
«Все мы учились в школе и знаем, что в 9-м классе даже самых слабых учеников приводят на экзамен за руку, сажают за парту и ставят ему минимальную, но положительную оценку, — цитирует Михаила Волкова газета «Звязда». — Ведь базовая школа у нас обязательная. Если ученик оканчивает школу на «9», «10», то за экзамены он, как правило, получает «9» или «10». Поэтому экзамены за базовую школу давно превратились в формальность».
Депутат поддерживает идею Министерства образования вернуть профильное обучение, поэтому предлагает после 9-го класса оставить экзамены по русскому и белорусскому языкам, по остальным предметам в аттестат просто перенести годовые оценки. Если школьник хочет продолжить учебу, ему нужно сдать экзамены в профильный 10-й класс, считает Волков. Те, кто экзамены провалил, смогут продолжить учебу в профессионально-технических училища.
Правда, один общеобразовательный, не профильный класс стоит все-таки оставить — «для тех, кто по разным причинам не может пойти в училище».
Репетитор по физике и математике Алексей Василевский, который около 10 лет проработал в школе, разделяет идею депутата о том, что экзамены в школе давно стали формальностью.
«Последние лет 15 всё скатилось к тому, что учителя в открытую дают списывать на экзаменах ученикам, — рассказывает он. — Доходит до того, что так называемым отличникам дают несколько раз переписать экзаменационную работу, чтобы у него не было ошибок, и оценка совпала с той, что ему вывели за год. Ведь нужно отделу образования показать, что с успеваемостью в школе всё в порядке».
Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт, который преподает 27 лет, также поддерживает идею об отмене экзаменов в школе.
«Это профанация, реальные знания там не проверяют, — говорит он. — Есть, правда, школы, где к экзаменам подходят серьезно, дети готовятся. Но в большинстве школ просто дают списывать. В итоге выпускники оказываются в неравном положении — у кого-то оценка за экзамен ниже, но он сам сдавал, а у кого-то выше, но он правильное решение списал. А потом эти оценки идут в аттестат. И после 11-го класса это серьезная проблема, потому что средний бал аттестата — это четвертая оценка при поступлении в вуз».
Зампредседателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич считает, что отменять экзамены после 9-го класса можно только в том случае, если будет проведет независимый мониторинг успеваемости учеников:
«Нам в любом случае нужно знать, каких результатов достигли выпускники базовой школы, чтобы адекватно оценивать систему. Конечно, такой мониторинг должны проводить сторонние организации. Сейчас школьные экзамены проводят и контролируют одни и те же учителя. Это неправильно, потому что экзамен показывает не только знание ученика, но и результат работы педагогов. Конечно, они заинтересованы поставить высокие оценки».
Что касается дополнительных экзаменов при поступлении в 10-й класс, эксперт считает, что при независимом мониторинге знаний достаточно установить нижнюю грань оценки по профильным предметам, чтобы набирать учеников в среднюю школу. «Не ниже «шестерки», — говорит она.
Если тесты будет проводит школа, результат будет тот же, что на экзаменах — фикция
Депутат Михаил Волков предложил отменить экзамены и после 11-го класса.
«Зачем они нужны? Достаточно сделать в 11-м классе тесты по профильным предметам (плюс один дополнительный предмет на выбор, который позволит расширить перечень вузов для поступления) и зачислять в студенты по результатам этих тестов», — считает он.
Сегодня, напомним, выпускники сдают устные и письменные экзамены в школе, а если желают поступать дальше — проходят централизованое тестирование. Результаты ЦТ и средний бал аттестата учитываются при зачислении в колледж или университет. Исключение — творческие профессии, где вводятся дополнительные экзамены — по музыке, танцу и т.д.
Репетитор Алексей Василевский считает, что ни в коем случае нельзя отменять ЦТ.
«На сегодня это единственный более-менее объективный показатель знаний абитуриентов, — говорит он. — К тестированию есть вопросы и в плане закрытости заданий, и в плане апелляции результата, но если тесты будут проводить в школе, это будет такая же профанация, как и с экзаменами сегодня. Оценки будут дутые».
Репетитор Евгений Ливянт разделяет это мнение и отмечает, что результаты ЦТ не могут быть засчитаны в качестве выпускных школьных экзаменов, так как ЦТ — это рейтинговая система. Тест определяет рейтинговый уровень ученика.
«Это то же самое, что складывать метры с килограммами. Я, кстати, против того, чтобы бал аттестата ставили в один ряд с результатами теста, как это происходит сегодня при зачислении в вузы. В любом случае, такие изменения, как отмена экзаменов или зачисление результатов ЦТ вместо выпускных экзаменов, должны приниматься с учетом мнения профессионального сообщества и широкой общественной дискуссии. Скоропалительные решения чреваты негативными последствиями».
Михаил Волков считает, что в 11-м классе достаточно сдать тесты по профильным предметам и на основе их результатов зачислять абитуриентов в университет...